Лучший педагог года

Занятие НОД «Осень в музыке»

Салимова Галина
Занятие НОД «Осень в музыке»

Образовательная область «Музыка»

Тема «Осень в музыке

Старший дошкольный возраст.

Цель: На примере произведений искусства, посвящённых осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.

Задачи:

Публикация «Занятие НОД „Осень в музыке“» размещена в разделах

- Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.

- Закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

- Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.

- продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими)

Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Художественное творчество.

Материал:

Отрывки произведения Ф. Шопена «Ноктюрн» «Осенняя песня», и концерт А. Вивальди «Осень» Г. Свиридова «Весна и Осень».

Стихи русских поэтов об осени : Н. А. Некрасов «Перед дождём», А. С. Пушкин ««Уж небо осенью дышало…, Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной….

Репродукции картин: В. Д. Поленов «Золотая Осень», И. И Левитан «Осень. Октябрь», И. И. Шишкин «Первый снег» .

Активизация словаря: пейзаж, ранняя, поздняя осень, синонимы к словам: грустные, весёлые.

Предварительная работа:

1. Прослушивание музыкальных произведений.

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников.

3. Чтение литературных произведений, стихов об осени.

4. Дидактические игры по теме «Эмоции и чувства».

5. Беседы с использованием наглядного материала «Музыка, живопись, поэзия».

Методы и приемы:

• Художественно – практический – рисование под музыку, собирание танграмма по известным картинам, исполнение ранее выученного хоровода.

• Наглядно - слуховой - прослушивание музыкальных произведений, зачитывание сказок, рассказ, беседа.

Музыкально - игровой - соревновательный, метод поисковых ситуаций побуждающих к творческим и практическим действиям, психогимнастика.

• Наглядно – зрительный - рассматривание репродукций, портретов художников и поэтов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстрационный материал в форме презентации, столы, карандаши, картинки раскраски, дубовые и берёзовые листья, танграммы картин Шишкина и Левитана, счётные фишки, магнитофон диски с записями классической музыки, колокольчик.

Ожидаемые промежуточные результаты:

• дети приобретают навыки ауторелаксации;

• обучаются технике выразительных движений;

• тренируют психомоторные функции;

• избавляются от эмоционального напряжения;

• учатся распознавать эмоции и управлять ними.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в зал, встают в круг под фрагмент песни исполняемой музыкальным руководителем.

«Ты поспеши дружок»

Муз. Л. Пикулевой сл. Г. Бочкарёвой

1 куплет

Колокольчик нам поёт, в гости к музыке зовёт,

Слышишь звонкий голосок, поспеши скорей сюда, дружок.

Звенит колокольчиком.

Музыкальный руководитель :

Колокольчик звенит, заливается и наша музыкальная встреча начинается. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

"Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)

1. Доброе утро! Положить правую руку на плечо соседа

Улыбнись скорее! Кланяются друг другу, глядя в глаза с улыбкой.

И сегодня весь день «Фонарики».

Будет веселее.

2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.

Носик

И щечки.

Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки! плечу поочередно.

Разотрем ладошки Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем Два хлопка ладошками, два по коленям

Смелее, смелее! Также.

Музыкальный руководитель :

Сегодня, ребята, у нас необычная встреча! Сегодня мы попрощаемся с Осенью и проведём игру – соревнование «Осень – чудная пора. Вам предстоит продемонстрировать всё, что вы знаете об этом прекрасном и уже уходящем времени года. Но прежде, чем увидеть осень мы с вами побываем во всех временах года. И музыка нам в этом поможет.

Психогимнастика «Покажи настроение»

Мы знаем, что изменчива природа.

В году четыре «Времени года»

Трек №

Зима, бушуют вьюги, холода,

От них не скрыться никуда.

Руки обнимают туловище, которое дрожит на лице испуг.

Трек №

Весна, и почки пробудились.

Как быстро изменилось всё,

Мы очень удивились.

Плечи подняты, руки разведены в стороны на лице удивление.

Трек №1

Вот светит солнце, летний дождь стучит.

А над землёю радуга стоит.

Руки подняты к верху, ладони ловят дождь, на лице радость.

Трек №

Осень, осень, непогода,

Плачет грустная природа.

Руки и плечи опущены, грустный взгляд, слёзы

А вот и она, Осень.

Входит в зал воспитатель, переодетая в Осень, здоровается.

Здравствуйте! Я Осень золотая.

В последний раз я с вами, прошла моя пора.

Идёт зима со снегом и гонит со двора.

Хочу, устроить на прощанье весёлое соревнованье.

Тут в сундучке моём заданья.

Кто заданье выполняет, тот от меня фишку получает.

Кто больше фишек наберёт, тот первое место займёт.

(Достаёт кленовый листочек из сундучка)

Думаю пора начать нам команды выбирать.

Первое задание.

Музыкальный руководитель. А поможет нам это сделать весёлая песенка – игра «Ты шагай».

Музыкальный руководитель. А теперь, раз, два, три, свой кружочек собери!

Дети образуют два круга. Музыкальный руководитель подходит к каждому кругу.

Какие листочки дети собрали в этом кругу? (Ответы детей). А в этом? (Ответы детей).

За правый стол - садятся дети с дубовыми листочками, за левый стол - с берёзовыми.

Осень. Выполнили первое заданье. За скорость и организованность 2 фишки команде… одна фишка команде ….

Второе задание. (Достаёт кленовый листочек из сундучка)

Командам предстоит угадать своё название вот по этим картинкам, на которых изображены красный и синий утята.

Музыкальный руководитель Слово команде справа. Отвечает….

Дети: Красный утёнок - весёлый и зовут его музыкальный лад Мажор

Музыкальный руководитель Слово команде слева. Отвечает….

Дети: Синий утёнок - грустный и зовут его музыкальный лад Минор.

Осень. Обе команды ответили правильно и получают по одной фишке.

Музыкальный руководитель. Теперь наши команды называются Мажор и Минор и имеют по …. очку в своей копилке.

Осень. Моё третье задание (достаёт кленовый листочек из сундучка) будет такое:

Музыка – это язык чувств. Как известно музыка в миноре - это грустная музыка, а как можно сказать ещё? Отвечает команда минор….

Музыка в мажоре это весёлая музыка, а как можно сказать ещё?

Отвечает команда мажор…

Итог команда Минор назвала ….слов, команда Мажор…слов. Две фишки команде ….Одна команде …

Музыкальный руководитель.

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь!

А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы. Отправимся в путь с маленькой капелькой из сказки «Приключения любопытной капельки».

Презентация

Музыкальная сказка «Приключение любопытной Капельки»

Родилась в тучке капелька. Подросла, окрепла, и захотелось ей мир посмотреть. Выпрыгнула из тучки, да полетела вниз на землю. Летит и думает: «А что там интересного на земле? Говорят на земле Осень. Я её никогда не видела. А как хочется на неё посмотреть! И вот, перед капелькой открылась прекрасная картина - пейзаж. Посмотрела капелька и ахнула, сердце её радостно забилось, а в душе зазвучала музыка! Сколько света и тепла в этой картине и безудержного веселья в этой музыке.

Осень.

Что за музыка звучит и кто её автор? Отвечает команда Мажор….

Что это за картина? Кто её написал? Отвечает команда Минор….

«Осень» концерт Антонио Вивальди

Картина «Золотая осень» Василия Поленова

Капелька парила в воздухе и наслаждалась. Так прошёл первый месяц осени сентябрь. Наступил октябрь, и Капелька заметила, что пейзаж вокруг изменился и перед ней совсем другая картина. Серые мрачные цвета навеяли капельки грусть и тоску по ушедшему лету, а в душе зазвучала печальная, жалобная мелодия. Капелька загрустила и даже заплакала.

Осень.

Что же это за музыка? Кто её автор? Отвечает команда Минор….

Что за картина? Кто её автор? Отвечает команда Мажор….

«Осенняя песня». Октябрь. Пётр Чайковский

Картина «Октябрь» Исаак Левитан

Целый месяц октябрь наблюдала капелька за природой. Но вот однажды проснувшись утром, капелька поняла, что пейзаж снова изменился. Всё вокруг покрыл белый, пушистый снег. Наступил последний месяц осени – ноябрь. И тогда капелька удивилась: «Ах, вот ты какая, осень? Золотая, серая, и даже белая. А в душе снова зазвучала музыка нежная, задумчивая.

Осень. Что за музыка звучит? Кто композитор? Отвечает команда Мажор….

Что за картина? Кто её автор? Отвечает команда Минор….

«Весна и Осень» Георгий Свиридов

Картина «Первый снег» Ивана Шишкина

Музыкальный руководитель. Вспомнилась капельке тёплая, родная тучка. Она думала о доме и не заметила, как холодный ветер превратил её в снежинку. Полетела капелька, превращённая в снежинку дальше, но это уже совсем другая история.

Осень. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у композитора - звуки, у поэтов - слова. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делают великие поэты. И для вас ….(Достаёт кленовый листочек)

Следующее задание. Конкурс чтецов.

Слово команде Мажор…

Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Покажите пиктограмму.

Слово команде Минор…

Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Покажите пиктограмму.

Итог.

Седьмое задание. Сложить из разных геометрических фигур картину известного художника, кто это сделает быстрее.

Дети складывают картину И. И. Шишкина «Первый снег», Василия Поленова «Золотая осень»

Музыкальный руководитель. Какая бы осень не была холодная, дождливая или яркая радостная мы любим родную природу, восхищаемся её пышностью и красотой, славим её в песнях. Давайте ребята вспомним одну из них.

Дети исполняют «Хоровод у калинушки»

А что бы при любой погоде осенью чувствовать себя уверенно, безопасно и комфортно, мы разукрасим с вами волшебный зонт, который и будет охранять и защищать нас от невзгод и плохой погоды и прочих неприятностей.

Дети садятся за столы и под музыку Фредерика Шопена Ноктюрн раскрашивают карандашами раскраски «Зонтик».

Осень :

А теперь пришло время подвести итоги нашей игры соревнования, путём подсчёта фишек. Итак, побеждает команда …

Осень. Что ж пора нам расставаться. Ухожу я, в добрый час, через год увижу вас. (Уходит)

Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, осень? И выяснили, что она очень разная. Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.

2 куплет

Колокольчик нам звенит, и заканчивать велит,

Слышишь звонкий голосок, вот и подошёл к концу урок.

Публикации по теме:

Физкультурно–оздоровительные мероприятия на 2013–2014 учебный год ОСЕНЬ СентябрьМладший возраст «В гостях у осени» Старший возраст «Игры которые мы любим» ОктябрьМладший возраст «Мой веселый звонкий мяч».

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие НОД «Осень в музыке»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 10:09
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД