Татьяна Беляева
Эвристическая беседа, как метод организации исследовательской деятельности
▼ Скачать +Заказ
Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. - эвристика - отыскиваю, открываю.
Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п.
Публикация «Эвристическая беседа, как метод организации исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
При этом воспитатель побуждает детей воспроизводить и использовать имеющиеся у них познания, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.
Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта детей, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего творческого мышления.
Вместе с тем использование эвристической беседы, при явных ее достоинствах, имеет определенные ограничения.
Во-первых, она как метод обучения требует наличия у дошкольников определенного запаса знаний, опыта.
Во-вторых, эвристическая беседа - коллективная форма общения, и данный метод применяют преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации пед. процесса.
В-третьих, проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки воспитателя: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов и собственной реакции на них; основных выводов.
Как правило, в младших группах беседа должна продолжаться не более 10-15 мин. Что касается старших групп, то здесь её время может быть увеличено. Для эвристической беседы характерны вопросы : основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие).
С точки зрения содержания можно выделить следующие группы вопросов, направленных на сравнение и сопоставление предметов, изображений, фактов, явлений, процессов;
На уточнение сущности обсуждаемых понятий; на выявление умений использовать знания в различных учебных и учебно-производственных ситуациях;
На объяснение причин;
На выявление последствий действий, применения различных способов;
На доказательство, приведение доводов;
На выявление межпредметных связей и др.
В процессе эвристической беседы выделено пять серий вопросов.
Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?
Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.
Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните
Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.
Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.
Как и где использовать? Что еще может интересовать?
Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей. Основным условием эффективности эвристической беседы является правильное конструирование вопросов, т. к. в беседе вопрос воспитателя - это, по преимуществу, посильная проблемная подзадача, требующая решения небольшой части проблемы, поставленной в начале беседы. Требования к вопросам: -посильность; -четкость формулировки; -направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ребенка; - каждый последующий вопрос - логическое продолжение предыдущего или ответа ребенка; - опора вопроса на имеющийся запас знаний у детей с выходом за его рамки с целью получения новых знаний; - необходимость воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.
(продолжение методов и приемов обучения)
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.