Алина Гайдаенко
Эссе «Как педагогу ДОО провести самооценивание своей квалификации и качества педагогической работы?»
▼ Скачать
Как же педагогу получить высокую оценку самооценивания? Учиться, учится и еще раз учиться. Как же именно мы педагоги повышаем качество своего образования? Какие формы организации методической работы отслеживаются?
Например, традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня нас стараются вовлечь в активную учебно-познавательную деятельность, применяя приемы и методы, получившие обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, направлены на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
Публикация «Эссе „Как педагогу ДОО провести самооценивание своей квалификации и качества педагогической работы?“» размещена в разделах
Хорошо. А как же самообразование? Конечно, оно играет огромную роль в педагогической деятельности. Самообразование наиболее эффективный способ повышения педагогической компетентности педагогов. Э. Берк писал: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».
Самообразование – это деятельность педагога с целью расширять и углублять свои теоретические знания, совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных запросов. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой порождает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Что же еще по-моему мнению важно для, того чтобы повысить качество своего образования?
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога – это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности, но и инструмент саморазвития. Одной из форм трансляции являются публикации методических наработок в педагогических интернет- сообществах, электронных журналах, а также участие в методических объединениях, мастер-классах.
Если ты молодой специалист помощь так же обязательна. Тренинги, творческие группы и т. д. - все это помогает повышать качество нашего дошкольного образования.
Самооценивание своей квалификации и качества педагогической работы, как же правильно оценить себя? Существует Концепция мониторинга качества дошкольного образования. Что же из себя представляет Концепция МКДО? Я взяла небольшой отрывок из введения Концепции, чтобы хоть немного понять, что же это за концепция такая и с чем ее едят. «Основа высоких результатов школьного образования ребенка закладывается в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве формируются ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру, обществу, семье и самому себе. Это убедительно показано в ряде широко - масштабных исследований долгосрочных эффектов образовательных программ для детей дошкольного возраста. Однако данные исследования также показали, что не все программы дошкольного образования оказывают позитивное влияние на детское развитие в долгосрочной перспективе, но только программы высокого качества. Ошибки образовательных программ дошкольного образования приводят к негативным последствиям для образовательной биографии ребенка, а ошибки в системе образования - для общества и экономики в целом.
Именно поэтому в фокусе образовательной политики во всех экономически развитых странах, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования стоят задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования. Переосмысление значения образования и развития детей дошкольного возраста, изменение его статуса, происходит и в Российской Федерации.
С момента принятия Закона об образовании в декабре 2012 года дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Следуя требованиям Закона, был разработан, принят и вступил в силу в 2014 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, в 2015 году была разработана и одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО). ФГОС ДО в полном соответствии с мировыми трендами в области оценки качества дошкольного образования обозначил новые образовательной системы и, прежде всего: сформулировал новые требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам; вывел образовательные результаты обучающихся за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества системы дошкольного образования. Сформулировал новые требования к качеству системы образования, которые фокусируются на создании условий для реализации образовательного процесса высокого качества, способного привести каждого обучающегося к наилучшим образовательным результатам.»
Приложение 3 к «Механизмам, процедурам и инструментарию МКДО-является Лист самооценки профессиональной квалификации и качества педагогической работы. Лист самооценки профессиональной квалификации и качества педагогической работы предназначен для сбора, систематизации, обработки и анализа информации о качестве педагогических кадров ДОО, являющемся одним из основных факторов качества дошкольного образования в ДОО. Данный лист разработан в соответствии с требованиями п. 11.2. Концепции МКДО и позволяет собрать, систематизировать, обработать и проанализировать информацию в разрезе областей и показателей качества МКДО непосредственно связанных с качеством педагогических кадров ДОО.
Самооценка профессиональной квалификации и качества педагогической работы в инструментарии МКДО основывается наследующей уровневой модели педагогической компетентности, каждый уровень которой является дополнением к предыдущему:
1 уровень «Я знаю программу». Я знаю образовательную программу, учебно-методическую документацию к ней. Я знаю предмет
обучения и методы обучения, возрастные особенности обучающихся группы.
2 уровень «Я понимаю и могу выполнить программу». Я понимаю все положения образовательной программы, могу реализовывать и реализую свою педагогическую работу в соответствии с ее требованиями и учебно-методическим инструментарием. Могу организовать образовательный процесс в соответствии методическими инструкциями и примерами педагогической работы.
3 уровень «Я могу адаптировать свою педагогическую работу по программе с учетом интересов и уровня развития детей своей группы». Я могу реализовывать образовательную программу, адаптируя свою педагогическую работу с учетом детской инициативы и интересов, уровня развития обучающихся группы. Я могу реализовывать педагогические задачи, поддерживая при этом активность, самостоятельность, инициативу детей, в том числе, могу адаптировать обустройство предметно-пространственной среды, образовательное содержание и процесс. Я могу вовлекать семьи воспитанников в реализуемый образовательный процесс.
4 уровень «Я могу участвовать в разработке программы». Я хорошо знаю педагогические подходы образовательных программ, могу проанализировать и оценить качество программы, могу сформулировать свои предложения по разработке программы. Я понимаю детей группы, их индивидуальные особенности и потребности, особенности их семейного воспитания, потребности семей. Я могу участвовать в разработке программы, которая лучшим образом подходит для обучающихся группы. Я могу вовлекать семьи воспитанников и других заинтересованных лиц в образовательный процесс, обеспечивая достижение образовательных ориентиров каждым ребенком.
5 уровень «Я могу самостоятельно разрабатывать программу». Я могу самостоятельно разрабатывать программу педагогической работы, и даже образовательную программу, с одной стороны, обеспечивая выполнение нормативно-правовых требований и достижение инвариантных целей, с другой стороны, подбирая вариативные методы достижения целей с учетом интересов, особенностей развития детей и их семейного воспитания, потребностей детей и их семей. Я могу вовлекать семьи воспитанников и других заинтересованных лиц в разработку программ, нацеленных на достижение образовательных ориентиров каждым ребенком группы.
Результаты самооценки педагога собираются по показателям качества МКДО, непосредственно связанных с педагогической работой в ДОО, интегрируются в сводную оценку по Области качества МКДО согласно следующим алгоритмам и далее в Итоговую оценку профессиональной квалификации и качества педагогической работы ДОО.
Результаты самооценки педагога обсуждаются в коллективе ДОО с целью повышения объективности оценок, соотносятся с оценками по итогам наблюдения за реализуемой педагогической деятельностью в группе с использованием Шкал комплексного мониторинга качества дошкольного образования (Шкал МКДО) и являются основой для разработки и актуализации программы профессионального развития педагога, плана повышения его квалификации и других мероприятий, нацеленных на совершенствование качества педагогической работы в ДОО.
При помощи МКДО педагог может оценить себя и свой труд. Понять вносит ли он свой вклад в дошкольное детство воспитанника, где формируются ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру, обществу, семье и самому себе!