МААМ-картинки

Эстетическое воспитание: понятие и критерии эстетической воспитанности

Ширяева Анна
Эстетическое воспитание: понятие и критерии эстетической воспитанности

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Художественные и эстетические явления составляют неотъемлемую часть жизни человека. Их можно встретить в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с природой и искусством, в быту и в межличностном общении. Окружение взрослых и детей наполнено прекрасным и безобразным, трагизмом и комизмом, и это играет важную роль. Красота приносит радость и удовольствие, повышает трудовую активность, делает приятным общение с людьми. Безобразное отталкивает и вызывает негативные эмоции, трагическое учит состраданию, комическое помогает переживать жизненные сложности и поднимает настроение.

Публикация «Эстетическое воспитание: понятие и критерии эстетической воспитанности» размещена в разделах

Стимулируя интегральный метод общения с миром, эстетическое воспитание обучает ребенка на всех уровнях его природно-культурной организации. Оно во всех формах поведения позволяет гармонизировать мир и ценить продукты персонального творчества, себя и своё общение с другими людьми.

В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию. способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Искусство – одна из форм общественного сознания, неотъемлемая составляющая часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения, познания действительности общества человеком. Исходя из этого автор уделяет важное место искусству в эстетическом воспитании.

Соприкосновения с эстетическими явлениями жизни и искусства заставляют ребенка развиваться духовно или эстетически, но при этом ребёнок не понимает эстетическую сущность предметов. Его развитие чаще всего обусловлено стремлением к получению удовольствия от времяпрепровождения. Без постороннего вмешательства ребёнок может получить искажённые представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важной частью эстетического воспитания является художественное воспитание. В качестве воспитательного воздействия оно использует средства искусства, которые позволяют сформировать специальные способности и развивают дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Средством и условием эстетического воспитания является также и художественная деятельность дошкольников, которую организовывает воспитатель или сам ребёнок. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств. К ним можно отнести театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительную деятельность и декоративно-прикладную практику.

«В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны – ребёнок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать».

Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.

Эстетическое восприятие имеет свои специальные задачи, которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы. Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. В ней предусматривается следующее: развитие умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимание прекрасного; а также воспитание художественного вкуса, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Для осуществления задач эстетического восприятия дошкольников необходимо соблюдать ряд условий: окружающая среда (игрушки, одежда, помещение); насыщенность быта произведениями искусства; самостоятельная активность детей; осуществление индивидуального подхода к ребёнку.

Эстетическое воспитание личности начинается с самых первых дней рождения ребёнка. Всё, что окружает ребёнка с младенчества, оказывает влияние на формирование его личности. Отношение к ребёнку близких, образ жизни, который они ведут, общение со сверстниками, манера поведения окружающих, слова и отношения друг к другу – всё это отпечатывается в сознании ребёнка.

Первоначальный круг общения ребёнка – это его родители и близкие родственники. Они формируют мир эстетических чувств и представлений ребёнка. Учёными хорошо изучена и подтверждена сила и долговечность детских впечатлений. Согласно исследованиям, именно семья закладывает основы формирования эстетической культуры и восприятия будущей личности. Это происходит в самый ранний период её становления, в момент особенно интенсивного умственного развития ребёнка. Именно в этот период особенно важны культурный уровень в семье, педагогическая грамотность родителей и их эстетические запросы.

Формирующее значение в эстетическом воспитании ребёнка играет организация детского быта – чистота, порядок, удобство, красота, где всё упорядочено по цвету, форме, величине и т. д. Приобщение к миру красоты важно начинать с 2-3 лет с наведения порядка в комнате, в опрятности одежды и основ гигиены. Подобные меры должны убеждать ребёнка в том, что в его силах создать красоту собственными руками.

Эстетическое восприятие предметов происходит через их величину, форму и цвет. Необходимо, чтобы игрушки отвечали требованиям разнообразия и позитивности. С помощью предметного моделирования, конструирования и по средствам картинок развивается способность анализировать и воспринимать форму.

Эстетическая воспитанность в первую очередь предполагает наличие эстетического идеала и представления о гармонии, стремления к идеалу в искусстве и окружающей жизни. Каждый человек пытается достичь эстетического идеала, исходя из индивидуальных представлений о вещах, переживаниях и способах, тем не менее, он связан с социумом и представляет из себя общественное педагогическое явление. Представление об идеале может выражаться в человеческих отношениях (этика, труде (техническая этика) и в идеалах красоты человека.

Художественный вкус неразрывно связан с эстетическим идеалом, который в свою очередь представляет собой общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус – это развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни.

Художественный вкус присутствует у детей на разных уровнях, преимущественно определяя уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любоваться красотой и совершенством в искусстве и жизни.

Эстетическое наслаждение неразрывно связано с общей способностью к глубокому переживанию чувств, вызванных объектом созерцания. Развитая эстетическая воспитанность выражается в эстетическом удовольствии в общении с прекрасным, в отвращении от безобразного, в чувстве юмора и сарказма при оценке комичного, в сопереживании трагичного.

Глубокие переживания, вызванные эстетическим восприятием, являются следствием представлений об эстетике в искусстве и в жизни. Художественно-эстетическое творчество в искусстве и жизни, в поведении и отношениях – это неотъемлемая часть эстетической воспитанности. Эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности, включающие в себя эстетический идеал, художественный вкус, способность к переживанию и суждению, получение ярких эмоциональных ощущений от созерцания прекрасного – это органичная способность человека. Бесспорно, у дошкольников все перечисленные выше элементы находятся в зачаточном состоянии, но они уже присутствуют и нуждаются в выявлении и развитии. Это является основой для последующей эстетической зрелости детей.

Эстетический уровень воспитанности каждого ребёнка зависит от условий жизни и воспитания. В процессе воспитания педагоги стремятся достичь максимального уровня эстетической воспитанности. Формирование эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству – это основные цели эстетического воспитания. Наиболее уязвимым местом эстетической воспитанности дошкольников является сфера эстетического идеала и художественного вкуса. Это приводит к выводу, что эстетическая воспитанность у детей недостаточна и зачастую ограничена.

Эстетическая воспитанность измеряется такими критериями, как психологический, педагогический и социальный. Способность ребёнка адекватно воссоздать в воображении художественные образы, их воспроизведение, а также способность эмоционального созерцания, переживания и суждения – это область измерения эстетической воспитанности психологическими критериями. По тому, сколько ребёнок уделяет внимания общению с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько его настроение изменяется под влиянием сущности художественного произведения, как он оценивает это произведение и вызванное им своё собственное психическое состояние, можно судить об уровне его эстетической воспитанности.

Для эстетической воспитанности является естественным доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

Широкий интерес к искусству, потребность в общении с эстетическими явлениями искусства в жизни - всё это можно отнести к социальным критериям эстетической воспитанности. Во всём комплексе поведения и отношений ребёнка так или иначе проявляется эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова. Трудовая деятельность ребёнка, его поступки, отношения с людьми в общественном и личном жизненном пространстве, отношение к его внешнему виду и гигиене являются показателем степени эстетической воспитанности человека.

Объективная оценка эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.

Литература:

1. Лихачёв, Б. Т. Методические основы педагогики. [Текст] – Самара: Базрат, 1998 г.

2. Божович, Л. М. личность и её формирование в детском возрасте. [Текст]/Л. М. Божович – Москва, 1963г.

3. Дубровская, Е. А., Козлова, С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. [Текст]

4. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания. [Текст] Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 352с.

Публикации по теме:

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Статья «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» Музыка занимает особое, значимое место в воспитании детей дошкольного возраста. Б. М. Теплов называет музыку «зеркалом души человеческой»,.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание: понятие и критерии эстетической воспитанности
Опубликовано: 15 марта 2022 в 14:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД