Лучший педагог года

Взаимодействие родителей и педагогов в современных условиях образовательного пространства. Практические рекомендации

Елена Мур
Взаимодействие родителей и педагогов в современных условиях образовательного пространства. Практические рекомендации

Мурушкина Елена Петровна, семейный психолог, медиатор, педагог – психолог МОАУ «Лицей № 21» г. Киров

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Образовательные стандарты/ взаимодействие / институт семьи / сотрудничество / стратегия взаимодействия / образовательные учреждения /позиция учителя / семья / родители /практические приёмы.

Федеральные государственные образовательные стандарты отводят ведущую роль развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка.

Публикация «Взаимодействие родителей и педагогов в современных условиях образовательного пространства, Практические рекомендации» размещена в разделах

Исследователи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Р. В. Овчаров, рассматривают взаимодействие с семьей как социально – психологическую систему с большим воспитательным потенциалом. Е. П. Арнаутова, Р. С. Буре, О. Л. Зверев, В. М. Иванова, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, В. С. Мухина, Т. А. Куликова, трактуют педагогическое положение о семье как воспитательной системе, неотъемлемой частью которой является тесное взаимодействие с образовательным учреждением.

Современная школа характеризуется как открытая социально-педагогическая система. Открытость школы, понятность содержания ее деятельности важна, прежде всего, для родительской общественности. Поэтому сегодня наиболее актуально формирование такой модели или системы партнерства и взаимного сотрудничества родителей и школы, где каждая сторона имеет возможность открытого обсуждения вопросов и имеет понимание о функциях и содержании деятельности, ресурсах, образовательных потребностях, воспитательных возможностях, зоне ответственности друг друга и т. д. Такое взаимодействие обеспечивает необходимые связи между воспитывающими взрослыми.

В то же время необходимо учитывать, что в современном мире институт семьи находится в состоянии «перезагрузки» (около 10 типов семейных отношений). Семья изменяет свою конфигурацию и функции, которые выполняла ранее. Педагоги отмечают, что усложнилась работа не только с современными детьми, но и работа с их родителями. Может не случайно А. Асмолов назвал мир современного взаимодействия «Межпоколенческим дефолтом».

Чтобы родитель почувствовал свою включенность в учебно – воспитательный процесс и занял в нем активную позицию, педагогам можно предложить, например, следующий формат сотрудничества.

Родители могут выступать в роли:

* ассистентов родители могут помочь в проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие, ярмарки, выставки).

* как эксперты, если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель, в роли консультантов (например, по организации музея или временного трудоустройства учащихся в каникулярное время).

* сотрудничать, выступая в роли организаторов мероприятий, руководителя кружка, спортивной секции, художественной студии, школьного театра и др.

Результатом такого партнерского взаимодействия становится формирование единого воспитательного пространства, в котором дети чувствуют себя комфортнее, увереннее, безопаснее, легче адаптируются, учатся, общаются, развиваются.

Для эффективности взаимодействия педагогам необходимо понимание особенностей современной семьи и современного родителя.

Портрет современного родителя:

Чрезмерная занятость. Современные молодые родители больше стремятся к достижению благосостояния, успехов в карьере, самореализации. Зачастую это противоречит ценностям ответственного родительства, «размываются границы» между семьей и работой. Как следствие, нехватка времени для общения друг с другом, для совместных занятий, всё меньше семейных ритуалов, утрачиваются семейные ценности и традиции.

Разрыв эмоциональных связей между членами семьи. Недостаточное совместное времяпровождение и общение приводит к некоторой эмоциональной «твердокожести», непониманию и невосприимчивости чувств своих и окружающих людей. Ребенок часто подменяет отсутствие реального общения играми и интернет коммуникациями. Обратной связи с компьютером нет, эта связь односторонняя, и способность сопереживать никак не формируется у детей. Возникает эмоциональная отчужденность. Родителям важно говорить с детьми о своих и спрашивать о его чувствах.

Псевдолиберальность. Современным родителям психологически проще поощрять своих детей, чем что-либо им запрещать, поэтому "разрешительная" часть воспитательной системы явно доминирует над "запретительной". Происходит подмена мотивации детской на взрослую. Поколение современных родителей европейские ученые называют поколением сдавшихся. Среди потенциальных последствий – формирование "поколения без тормозов", не способного в чем-либо отказывать себе, говорить себе "нет" и соблюдать какие-либо запреты.

Высокий образовательный уровень (Или, наоборот, педагогическая некомпетентность родителя). Образовательный уровень многих родителей, компетентность во многих вопросах, правовых, экономических, сегодня может явно соперничать с культурно – воспитательными возможностями ОО. При этом родитель в меньшей степени владеет вопросами возрастного развития и воспитания ребенка. Да, есть масса сайтов по родительству и воспитанию. Это такой тренд. Однако, эта характеристика относится к родителям, живущих в городах, у которых есть высшее образование и доход выше среднего. А если возьмем большую часть семей, живущих на пороге бедности, то, полагаю, там вопросы родительства и воспитания отодвинуты на второй план, а на первом стоят вопросы выживания.

Гипервозбужденный/тревожный. Известно, что у тревожных родителей тревожные дети. Мы живем в эпоху сжатого времени, сжатых мыслей, чем-то недовольны, чего-то пытаемся достичь, держим себя в форме и пытаемся все успеть. Но, например, любить детей по-быстрому – невозможно.

Центрированный на образовании ребенка. Современные родители так спешат научить своих детей всему и сразу, что отбирают у них самое дорогое — радость детства. Дети стремительно взрослеют. Мы торопим детские жизни. Вместе с тем, нейропсихологами доказано, что модная сейчас концепция раннего развития зачастую дает противоположный эффект. Не зная особенности развития мозга ребенка чрезмерная загрузка разными методиками обучения - даже в игровой форме - не дает мозгу самостоятельности, у него нет времени анализировать и понимать, ребенок использует механическую память.

Инфантильность. Парентификация. Один из видов нарушения семейной иерархии в ситуации зависимостей/со-зависимостей родителей, когда ребенку приходится регулировать родительские конфликты, отвечать за сохранение стабильности в семье при наличии зависимого родителя, брать на себя ответственность за воспитание младших братьев и сестер и т. п.

«Цифровое детство». Сегодня ИКТ — важнейший конкурент семьи и школы в процессе социализации детей. Можно говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена — цифрового детства. Исчезает способность верификации информации. Мы не знаем, чему верить. Недоверие к информации растёт и, наконец, цифровая реальность становится признаком отбора в социуме. То есть мы имеем дело с гиперсетями как в социуме, так и в мозге. Не факт, что мы уследим за этим. Дети, которые родились в новую эпоху, не рождаются с биологически другим мозгом, но он становится иным, потому что они очень рано начинают жить в двух параллельных мирах: реальном и цифровом. И теперь дети - это другие люди.

С учетом региональных особенностей, национально-культурных ценностей семей, перечисленный выше портрет современного родителя может быть расширен.

Важно понимать, что агрессивные, конфликтующие родители, чаще всего, неравнодушны к своим детям или, как минимум, к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, даже если иногда это кажется непростой задачей.

Поэтому, планируя предстоящую встречу с родителями по неоднозначной, сложной ситуации, педагоги должны учесть следующие важные моменты:

Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, отношением к нему. К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель.

Центрированные на своем ребенке родители с высоким уровнем притязаний к школе/детскому саду, часто не соотносят уровень его развития ни с какими нормами и не могут относиться к своему ребенку настолько объективно, насколько это может педагог/воспитатель. С другой стороны, если родитель, обвиняя ребенка, безоговорочно встанет на сторону ОО и педагогов, он потеряет последний контакт со своим ребенком, а педагог теряет партнера и помощника в воспитании данного ребенка.

Обсуждение трудностей ребенка – очень непростая для родителя ситуация, которая сопровождается болезненным реагированием и сильными эмоциональными переживаниями. В такой ситуации приглашение в школу делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: «Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело учиться», а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети». По этой же причине недопонимания информации могут игнорироваться родительские собрания.

В любой конфликтной ситуации родители считают своего ребенка лучшим, а других детей (педагогов) – худшими, зачинщиками, подстрекателями, виноватыми, обидчиками.

Есть родители травмированные в собственном детстве и в школьные годы в том числе. Есть равнодушные к своим детям и их обучению, легко перекладывающие ответственность за обучение и воспитание своего ребенка на воспитателей или педагогов.

Важно помнить, что конфликтный родитель — в большинстве своем тот, кому не безразлично, что происходит с его ребенком в школе или детском саду, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. И в этом ему нужна помощь. И в качестве одной из культуро – созидающих задач при взаимодействии является необходимость осуществления поддержки семьи и повышение психолого – педагогической компетентности родителей.

Эффективная реализация данной задачи возможна только при наличии профессионального подхода к пониманию воспитательного потенциала и ценностей семьи, семейных ситуаций, корректному участию в их решении. А так же знаний современных форм работы с семьей, разработке эффективных стратегий взаимодействия и способах активизации родительского сообщества в современных условиях образовательного пространства.

Позиция учителя/воспитателя в общении при любых обстоятельствах должна оставаться доброжелательной и высоко профессиональной. Помочь в этом могут следующие рекомендации:

• Отведите определенный день или время для личных встреч с родителями. Если инициатором встречи является педагог/воспитатель, он может выписать факты происходящего (в учебе, поведении и т. д., на которые собирается сослаться в разговоре. Помогает предварительная запись основных вопросов, желаемый результат беседы и запись договоренностей между родителем и педагогом. Бережно относитесь к времени своему и родителя, делая акцент на содержательности общения.

• Исследовательское отношение к собственной жизни. Научитесь понимать и принимать себя, свое состояние, чувства и роль в конкретной ситуации взаимодействия. В том числе и отсутствие страха при соприкосновении со своими разными чувствами и чувствами других людей.

• Владейте коммуникативными навыками, будьте гибкими – умейте поменять тактику взаимодействия в зависимости от ситуации. Говорите на понятном родителям языке, используйте объединяющие слова: «Нам с вами необходимо…», «Для нас важно» и т. д.

• Организуйте собственную безопасность. Если понимаете, что человек настроен агрессивно, беседуйте и, главное, принимайте решения только в присутствии зам. директора или специалиста образовательной организации. Это помогает сделать взаимодействие безопасным, кратким и более продуктивным. Удержать ситуацию, не допуская конфликта, как своего рода предупреждение собеседнику о том, что тот преступает допустимую черту, может помочь фраза: «Недопустимо, чтобы взрослые люди разговаривали в школе в таком тоне». Если беседа превращается в атаку из обвинений, и вы понимаете, что решить ситуацию сейчас не представляется возможным, можно остановить разговор, например, так: «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло. Предполагаю, вам нужно время, чтоб подумать и вернуться к конструктивному обсуждению и поиску совместных решений проблемы. До тех пор проблема остаётся нерешённой».

• Удерживайте установку на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями, доброжелательность и тактичность. Не пререкайтесь с собеседником и не подменяйте аргументы своим мнением, не советуйте, а советуйтесь. В конце беседы можно задать вопрос: «Итак, мы с вами договорились о?» При этом разделяя ответственность в решении ситуации: что делает родитель, а что – вы, как педагог (или другие специалисты).

• Изучите техники медиации, как способ эффективной коммуникации, конструктивного разрешения и предотвращения повтора конфликтных ситуаций.

• Демонстрировать выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества легче, если овладеете психологическими знаниями контейнирования негативных эмоций своих и собеседника.

• Учитывайте эмоциональное состояние родителя. Откажитесь от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривайте с позиции «взрослый – взрослый».

• Владейте методами изучения семьи. А так же современными формами организации и активизации родительского сообщества.

Следуя простому, но важному алгоритму построения диалога, можно избежать непредвиденных ситуаций и вовлечь родителя в конструктивные решения возникающих ситуаций.

Алгоритм конструктивного взаимодействия:

1) Поблагодарите родителя за то, что пришел.

2) Начните разговор с приятных моментов (любого ребенка есть за что похвалить): «Спасибо, что пришли, потому что предмет обсуждения/решение важен…».

3) Спокойно и безоценочно сформулируйте предмет обсуждения. (Не давайте оценочных суждений «хорошо или плохо» - вы просто ставите родителя в известность о ситуации: «На данный момент сложилась следующая ситуация…». Кратко изложите суть и убедитесь, что родитель понял вас правильно).

4) Открытый диалог с родителем, присоединение к родителю. (Используйте технику «активного слушания». Так родитель получает возможность справиться с тревожностью и готов к конструктивному обсуждению. Понимает, что вы высказываете озабоченность и желание найти решение совместными усилиями).

5) Реагируйте на чувства/эмоциональные переживания родителя: «Как Вы справлялись с подобными ситуациями, если они возникали ранее?», «Да, это действительно неприятно…».

6) Перевод диалога в позитивное русло, создание настроя на сотрудничество. (Бывает полезно подчеркнуть мотивацию родителя, акцентировать внимание на успешных решениях в воспитании, на позитивном детско-родительском взаимодействии, если вы их наблюдаете в данный момент (или знаете о них).

7) Резюмирование, подведение итогов: «Таким образом, главное сейчас.» или «Итак, мы договорились, что вы… "(что делает родитель, а что - учитель).

В критических и недоброжелательных ситуациях взаимодействия с родителями важно владеть психологическими приёмами реагирования на критику.

Приёмы реагирования на критику:

Обобщённая или несправедливая критика (несправедливые обвинения, оскорбления, обобщающие слова «никогда», «всегда», «никто», «ничего» и т. п.)

Прием: Конкретизация.

Пример использования:

Родитель: «Безобразие, а не школа».

Учитель: «Что конкретно вы имеете в виду?»

Родитель: (называет причины своего недовольства).

Учитель: «Давайте попробуем разобраться в ситуации вместе».

Примем: Альтернативный вопрос.

Пример использования:

Родитель: «Вы плохо обращаетесь с моим ребенком».

Учитель: «Вам не нравится, какие отметки получает ваш ребенок или как он усваивает программу?»

Родитель: «Эмм…Мне не нравится, что у моего сына много троек».

Учитель: «Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация?»

Прием: Выражение понимания

Пример использования: «Я понимаю вашу обеспокоенность…»

Прием: Прояснение намерений.

Пример использования: «Что вы сейчас хотите? Обсудить особенности работы нашей организации или решить свою проблему?»

Прием: Открытое выражение чувств.

Пример использования:

Родитель: «В вашей школе/садике ребенку неинтересно».

Педагог: «Неожиданно озадачена вашими словами, мы проводим, работают секции и кружки. Все ребята находят для себя что-то интересное. Мы можем обратиться к психологу, чтобы подобрать вашему ребенку занятие по душе? (или «Как думаете, почему так происходит?»).

Справедливая критика (отражающая реальное положение, суть проблемы)

Правильной реакцией на справедливую критику является извинение и согласие с возникшей ситуацией (тон должен быть уверенным). В этом случае согласие воспринимается как принятие ответственности за свои действия, понимание справедливости претензий собеседника, с сохранением уважения друг к другу и самоуважения.

Таким образом, мы приходим к пониманию, что образовательная организация должна стать организующим центром объединения теоретических, методических и практических стратегий выстраивания эффективного взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания детей и подростков. Равно заинтересованными партнерами в формировании единого воспитательного образовательного пространства, в котором детям комфортно общаться, обучаться и развиваться.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

«Уроки осторожности летом». Практические рекомендации для родителей Лето - это самое замечательное время года! Чтобы оно прошло для ребенка с пользой, необходимо организовывать ему активный досуг. Тем более,.

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Фотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» ВидеоФотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» Видео В МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло мероприятие «В гостях у «Сказки» в рамках XII районного диалога-марафона «Открытость.

Практические рекомендации для родителей «Трудимся, играя»Практические рекомендации для родителей «Трудимся, играя» Практические рекомендации для родителей «Трудимся играя». «Только труд делает маленького человека большим». С дошкольного возраста каждый.

Практические занятия дошкольников на приусадебном участке в рамках образовательного проекта «Огород»Практические занятия дошкольников на приусадебном участке в рамках образовательного проекта «Огород» Ежегодно, в теплый период, я со своими детьми и воспитанниками осуществляю практические занятия на приусадебном участке по выращиванию овощей.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие родителей и педагогов в современных условиях образовательного пространства. Практические рекомендации
Опубликовано: 2 сентября 2022 в 11:12
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД