Лучший педагог года

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Людмила Клименко
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Наше дошкольное учреждение параллельно с общеобразовательными целями решает задачи коррекции речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

В нашей группе проводятся занятия по развитию артикуляционной и мелкой моторики во взаимодействии логопеда и воспитателя, с физкультурным и музыкальным руководителями, при активном привлечении родителей.

Публикация «Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)» размещена в разделах

Активное привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи – один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ОНР.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, упражнения проводятся в игровой форме, с применением методов сказко-, музыко- и кинезиотерапии. Работая с детьми в данном направлении, ощущается динамика в короткий период времени.

Занятия способствуют не только формированию умения сохранять положения пальцев и артикуляционных органов, но и развивают речевые возможности детей, создавая эмоционально-положительный настрой.

Но нецеленоправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи сына или дочки на логопеда или воспитателей группы не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогом и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогическое воздействие, снижают авторитет взрослых. Особенно «чувствительны» к влиянию данных факторов дети с ОНР 5-7 лет.

Единство в требовании взрослых (педагогов и родителей, наоборот, значительно способствуют психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям.

Педагоги обращают внимание родителей на уровень развития коммуникативных и игровых навыков их ребенка, постепенно обращают внимание родителей, что их представления о речевом развитии сына или дочери недостаточно верны и дифференцированы. Взрослым бывает полезно отстраниться от собственных представлений о малыше и попробовать понять мотивы его общения с другими людьми. Для установления контакта педагогов и родителей необходимы совместные наблюдения в различных ситуациях общения с последующим анализом его вербального и невербального поведения.

Наблюдения и данные Е. С. Куковеровой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова и др. свидетельствуют о том, что у детей с ОНР отмечается разная степень фиксированности на своем дефекте, препятствующая их общению со сверстниками. При этом оценка дефекта не всегда соответствует его тяжести.

Так, воспитанники с менее выраженными речевыми нарушениями, испытывают серьезные переживания, могут оценивать свой дефект неадекватно его тяжести, и наоборот, дети с тяжелыми речевыми дефектами практически не замечают его. В других случаях дошкольники с не резко выраженными проявлениями ОНР манипулируют родителями, демонстрируя свою речевую беспомощность. Они стараются избегать даже небольших трудностей, а родители потворствуют этому, в результате чего снижается эффективность всей коррекционно-развивающей работы.

Болезненная фиксация на своем дефекте, «поддерживаемая» замечаниями и укорами родителей, напротив, приводит к появлению замкнутости, негативизма, неуверенности в себе. Нередко это связано с нарушением самооценки.

Кроме того, воспитанники с ОНР постоянно подвергнуты контролю со стороны взрослого, которые постоянно контролируют и оценивают правильность и неправильность речи. Дети настолько привыкают ориентироваться на взрослого, что прибегают к его помощи даже в незначительных затруднениях. В этом случае необходима помощь педагогов в виде специальных тренингов, способствующие освоению ребенком социальной позиции в мире людей, формированию представлений о себе, собственных возможностях. К тренингам привлекаются и другие специалисты ДОУ. С помощью них устанавливаются доброжелательные отношения между родителями и педагогами, возникают чувства доверия и партнерства между ними.

Изменение педагогических установок родителей происходит не сразу и требует длительной работы. КОЛЕКТИВНАЯ работа (родительские собрания, открытые занятия, праздники, консультации, семинары, тренинги) проводятся в тех случаях, когда можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у детей. Особую роль родителей можно отметить в комплексе психолого-педагогических мероприятий, которая должна проявляться в единстве требований к ребенку; помощи в адаптации к условиям детского сада, оформлении тетрадей ребенка, дидактического материала и контроле за выполнением заданий; участии во всех мероприятиях, проводимых для родителей в ДОУ.

По наблюдениям о представлении взрослых о способностях дошкольников с ОНР видно, что родители детей с речевой патологией 3-4 и 6-7 склонны завышать оценку их языковой способности, а детей 4-6 лет – занижать. Соответственно логопеды и воспитатели детей с тяжелыми нарушениями речи должны быть готовыми столкнуться с определенными стереотипами родителей в воспитании дошкольников. Изменению данных стереотипов способствуют владение педагога умением убеждать, объяснять, давать установки на развитие интеллектуальной, коммуникативной, музыкальной и других способностей детей. Другими словами, языковая способность детей развивается не только в процессе рассматривания картинок и «постановки звуков», обучения грамоте, но и во время обычной деятельности: «укачивания» куклы, освоения танцевальных движений, конструирования из кубиков, игр с пальчиками и других действий, опосредованных речью.

На протяжении всего времени, пока ребенок посещает логопедическую группу, представления родителей о языковой активности их детей меняются. Родители в первую очередь отмечают влияние интеллектуальной, физической и музыкальной способностей. Ведь наши занятия тесно связаны и с музыкой, и с физкультурой. Также видят развитие коммуникативной и подражательной способностей.

Таким образом, только при взаимодействии всех участников образовательного процесса могут получиться хорошие результаты в подготовке детей к школе. В процессе работы по изменению установок взрослых и повышению родительской компетенции родителей детей с ОНР постепенно берут на себя поддерживающие функции развивающего взаимодействия с ребенком, создавая у него мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей, формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Опубликовано: 15 января 2023 в 19:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД