Евгения Булычева
Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития детей
▼ Скачать
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящая перед нашим дошкольным учреждением, ведь это значит заложить фундамент в развитии здорового поколения в будущем.
Проанализировав состояние здоровья детей нашего детского сада (I группа здоровья – 3 ребёнка, II группа здоровья – 97 детей, III группа здоровья – 41 ребёнок, V группа здоровья – 1 ребёнок, было проведено анкетирование родителей. Анализ данного анкетирования показал высокий уровень заинтересованности родителей наших воспитанников в их физическом развитии (100%). 75 % родителей из числа опрошенных отмечают, что нуждаются в рекомендациях специалистов ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Поэтому был сделан вывод о необходимости оказания помощи родителям в физическом воспитании детей, ведь именно семья и её образ жизни в большей степени определяют состояние здоровья ребёнка.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития детей» размещена в разделах
Согласно ст. 18 закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, а мы – педагоги – выступаем в роли их профессиональных помощников.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада, определяющиеся понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Для решения этой задачи необходимо создать условия, обеспечивающие полноценное взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей и их гармоничного развития, установить доверительные деловые контакты между взрослыми, участвующими в процессе воспитания.
Были определены основные направления работы.
Во-первых, созданы условия для развития и оздоровления детей. В нашем детском саду имеются оснащённый всем необходимым оборудованием спортивный зал, площадка и стадион для проведения физкультурной деятельности на воздухе. Во всех возрастных группах есть физкультурные уголки, оборудованные при активной помощи родителей.
Во-вторых, разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие сотрудничества и установление партнерских отношений с родителями, гармонизацию детско-родительских отношений в нашем ДОУ. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребёнком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Поэтому приоритетными в данной работе стали формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагогов и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка.
Работа с семьями воспитанников предполагает несколько этапов.
Первый этап – знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений, знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами и трудностями в воспитании здорового ребёнка.
С этой целью ежегодно проводим родительское собрание «Стартуем вместе», в ходе которого родители знакомятся с основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы детского сада.
Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого широко используем такой метод, как анкетирование и опросы, которые помогают:
- получить информацию о ребёнке, его жизни в семье («Физкультура и семейное воспитание», «Семейные традиции», «ЗОЖ в семье» и др.);
- обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду («Организация туристической деятельности», «Организация плавания дошкольников», «Организация подвижных игр» и др.);
- анализировать качество проводимой работы с родителями («Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»).
Организация фотовыставок «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребёнка»; оформление дневников здоровья «Здоровячок» с фотографиями и короткими рассказами о физическом воспитании детей в семье, рисунками, отражающими их спортивную жизнь; организация конкурса семейных газет «Здоровье – это…» - следующая ступенька на пути знакомства с семейными традициями и достижениями. Зачастую эти формы пропаганды ЗОЖ семей являются продуктом коллективного творчества детей и родителей.
Посещения на дому завершают полную картину, характеризующую развитие и воспитание ребёнка в домашних условиях (данная форма работы с родителями ложится на плечи воспитателей).
Ознакомившись с условиями жизни семьи, мы пришли к выводу, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка и здоровому образу жизни условно делятся на три группы:
1. Семьи, недооценивающие значение физического воспитания детей, не уделяющие должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа (таких родителей не так много).
2. Семьи, разделяющие взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребёнком (таких семей большинство).
3. Семьи, с удовольствием занимающиеся с детьми физкультурой, стремящиеся воспитать здорового ребёнка (таких семей тоже немного, но именно они являются опорой в нашей работе, потому что занимают активную позицию в жизни детского сада, их опыт используется в работе с другими родителями).
Таким образом, разделив родителей на условные группы, можно осуществлять дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.
Второй этап – формирование установки на сотрудничество. Здесь используем следующие формы работы :
• ознакомление родителей с результатами диагностики детей «Вот мы какие» в начале и конце учебного года;
• консультационная помощь и составление индивидуальных планов по укреплению здоровья и двигательному развитию детей в семье;
• ежемесячное обновление информационного стенда для родителей «Здоровье – это радость» и групповых рубрик в родительских уголках, освещающих вопросы оздоровления;
• индивидуальные и групповые консультации, проведение тематических родительских собраний («Профилактика нарушений и укрепление опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста», «Подготовка детей к обучению плаванию», «Организация туристической деятельности», которые дают возможность правильно выстроить воспитание и развитие ребёнка в домашних условиях;
• рекомендации в виде буклетов, памяток и папок-передвижек помогают родителям накапливать багаж знаний по физическому воспитанию детей. Использование данного вида текстовой информации доказывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стендах, так как с их содержанием можно спокойно познакомиться дома на досуге;
• выставки (методических пособий, научно-популярной литературы, игр, спортивного и нестандартного оборудования, фотоколлажей и т. д.).
Третий этап – организация совместных мероприятий детей и родителей, в ходе которых родители получают как теоретические знания, так и практическую подготовку по вопросам воспитания.
На этом этапе нами используются следующие формы работы :
* встречи с интересными людьми (родителями - спортсменами). Личный пример людей, которые профессионально занимаются спортом, и добились значительных успехов в этой области, имеет решающее значение в повышении у детей интереса к физической культуре. Встречи с такими людьми, живое общение с ними, экскурсии на место их работы - в спортивные клубы, организация фотовыставки «Мой папа учит любить спорт» дают возможность детям понять, что спортсменом, физически развитым человеком может стать каждый, стоит лишь приложить старание и упорство;
* семейное творчество: словесное творчество «Сочиняем вместе сказку» (дети вместе со взрослыми сочиняли и оформляли сказки на тему ЗОЖ); художественное творчество (совместные работы детей и родителей – рисунки, коллажи - «Любимые игры на прогулке», «Наши любимые спортивные игрушки», «Я здоровым быть мечтаю!» и др.); кулинарное творчество (выставка-аукцион «Ах, картошка-объеденье!»);
* домашние задания для родителей (найти и предоставить детям информацию о талисманах Олимпийских игр, придумать и нарисовать вместе с детьми свой талисман Олимпиады 2014 г. и т. д.);
* цикл совместной двигательной деятельности детей и родителей (тематическая встреча «Путешествие в Сказкино», конкурс подвижных игр «1-2-3-4-5, выходи скорей играть»); развлечения («Праздник картошки», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Бравые солдаты», «Ай, да папы!»); поход («Путешествие в Почемучию»). При организации таких мероприятий всё направлено на то, чтобы сблизить детей и родителей, доставить радость от совместной деятельности, в ходе которой даже малоподвижные дети активно включаются в игры и движение, ведь самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых. А если такие мероприятия заканчиваются чаепитием, то детям и родителям предоставляется дополнительная возможность пообщаться друг с другом, поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее.
Своеобразным итогом данной работы стали публикации в СМИ «Туризм для самых маленьких» (о поездке на б/о «Алые паруса», «Конкурс семейных газет» (о проведении и итогах конкурса газет).
Среди множества форм мы определили наиболее эффективные для нашего учреждения. Не отказываясь от проверенных и традиционных (консультации, собрания, цель которых – психолого-педагогическое просвещение родителей, старались шире внедрять в практику своей работы нетрадиционные формы организации общения с родителями, придавая им живой, практический характер. К этой работе активно подключились все воспитатели, музыкальный руководитель. Родители получили возможность приобщиться к делам детского сада, видели результаты деятельности своих детей и заинтересованность педагогов. На каждом из проведённых мероприятий царила атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы, что положительно влияет как на детей, так и на родителей, по-настоящему сближает их. Всё это доказывает то, что в ДОУ действительно предпринята удачная попытка создания детско-взрослого сообщества (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Используя различные формы работы с семьями воспитанников, мы убедились в том, что они весьма эффективны, а также что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени её новизны, актуальности и неординарной подаче.