Лучший педагог года

Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе (15 фото)

Елена Мелешко
Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе

Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети – разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям и умениям и пр. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.

Публикация «Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе» размещена в разделах

Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и пр.

В последнее время в нашем обществе всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия (так называемой дедовщины). И это происходит не только в армии, но уже и в школе. Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка. В этой связи чрезвычайно важно понять специфику таких отношений.

В работах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко указывалось, что объединения детей разных возрастов обладают большим "внутренним" воспитательным значением, важным для развития, как старших, так и младших. В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей - младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.

В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (И. С. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская и др.).

Показано, что в ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого (А. Н. Давидчук, И. С. Демина и др.).

В исследованиях Е. И. Тихеевой и О. И. Соловьевой указывается на большее преимущество разновозрастного состава дошкольной группы перед одновозрастным в развитии речи младших детей.

В отечественной дошкольной педагогике вопросы совместной игровой деятельности старших и младших детей обсуждались при разработке проблем воспитания детей в учреждениях типа "ясли - детский сад" (И. С. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, а также в ряде психологических исследований (Т. В. Антонова, Е. А. Вовчик-Блакитная, Л. Г. Лысюк). В педагогических работах имеются данные о влиянии совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей, что выражается в более быстром освоении младшими игрушек, переходе от простого манипулирования - к игре, а также в том, что содержание игр младших детей становится более разнообразным (В. Г. Нечаева, М. В. Мишина). При этом обнаружено, что более содержательная совместная игра детей разного возраста имеет место в разновозрастных объединениях дошкольников с разницей в возрасте в два-три года (В. Г. Нечаева).

В нашем детском саду есть разновозрастная группа, ее посещают дети от 4 до 7 лет. В отличие от других (гомогенных) групп, где дети общаются только со своими сверстниками, имеющими такой же игровой опыт, в этой группе игра передается естественным, стихийным образом от более старших детей к младшим.

Малыши могут подолгу стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно они втягиваются в общую игру: поначалу старшие дети, уже умеющие играть, которым недостает партнеров привлекают их как исполнителей своих инструкций, а затем они становятся полноправными членами играющей группы. В качестве примера:

Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе»

Старшие дети начинают договариваться на игру, предлагает Вика:

- А кто будет в кафе играть? (Откликается Влад)

- Давай я буду «продавец», а ты как будто пришел с работы на обед чай пить или сок, или кофе…

Разговором заинтересовался Рома.

- А можно с вами?

- Ты тогда «грабитель» будешь, а я – «Человек-паук», я мультик видел, я спасать Вику буду, - соглашается Влад.

- Нет, я «грабителем» не буду, я в кафе приду, - отказывается Рома.

Тогда дети привлекают мальчика со стороны.

- Федя, может, ты будешь? Только «грабителю» надо маску надеть, я видела,- предлагает Вика.

- Ладно, - соглашается Федя,- только я без маски, я не хочу с маской! Я пистолет возьму.

Вика занимает место «продавца» за «барной» стойкой, Влад присел на высокий стульчик напротив, «делает заказ» :

- Мне мороженого дайте, пожалуйста. Клубничного, земляничного, вишневого… Ну, хватит, наверное! А сколько пицца стоит?.

Варвара (ей 4 года, понаблюдав немножко за игрой старших, пристраивается к «продавцу» : там интересный кассовый аппарат, с которым она не прочь поиграть.

- Не трогай кассу, - говорит Вика, - это для продавца. Ты тоже заказ делай. Садись на стульчик, выбирай, какое тебе мороженое? Может, чаю налить или кофе? Чаю, да? Плати 2 рубля. Ну что ты, не понимаешь?

Непонимание Вари вызывает целый ряд пояснений со стороны Вики.

- Вот бумажки в коробочке лежат, это у нас денежки. Давай мне две. Все, ты уже заплатила. Давай я тебе чай на столик поставлю, садись сюда, возьми свою дочку, а я тебе еще пирожные принесу. Теперь корми свою дочку!

Варвара берет с полочки куклу, начинает кормить ее, а старшие дети развертывают свой сюжет дальше. Приходит Рома, они с Викой обсуждают, какие конфеты к чаю Роме выбрать: Вика предлагает с орешками, ей они больше нравятся, Рома колеблется, тогда включается в дискуссию Влад, он уже «съел» весь свой заказ. В это время в игру включается Федя – «грабитель», но пистолета у него нет.

- Это ограбление, – громко произносит он, - давайте деньги!

Влад торопится «обезвредить» противника, хватает его, тащит прочь. Зная, что Федя боится щекотки (ребята дружат, Влад начинает щекотать его, они хохочут, начинается веселая потасовка, Рома с удовольствием присоединяется. Игра распадается.

Анализируя эту игру, видно, что в ней выделяется четко подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей с учетом мнения партнеров по игре. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий, связанных с передачей отношения к другим людям. Ролевые действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь направлена на младшего ребенка, вводимого в игру. Старший ребенок подключает младшего к второстепенной роли, поясняет ему в ходе игры, как надо вести себя в соответствии с ролью, поясняет значение предметов-заместителей, чтобы он вел себя соответственно смыслу игры, а при возможности переключает его на игру с сюжетной игрушкой, чтобы он был занят, никому не мешал, но и не чувствовал себя ущемленным.

Анализ игры показал, что в данной группе доминирует определенный тип отношений - отношение сопричастности. Типы отношений между детьми разного возраста выделила в своих исследованиях Е. О. Смирнова: отстраненные отношения, эгоцентрическое отношение, отношение обесценивания, отношение сопричастности, конкурентное отношение. Отношение сопричастности проявляется в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремятся вовлечь малышей в общее дело не на словах, а реально помогают им в игре, при чем все это осуществляется по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие заинтересованы общим делом и с готовностью откликаются на предложения старших.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ под ред. Е. О. Смирновой. – М. -Воронеж, 2001.

2. Смирнова Е. О., Бутенко В. А. Особенности межличностных отношений детей в разновозрастных группах детского сада//Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2007.№ 2,с. 18-27.

3. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996, № 3.

4. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения до-школьников – диагностика, проблемы, коррекция. – М. : ВЛАДОС, 2003.

Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе
Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех которые складываются в гомогенной группе Публикация Взаимодействие детей в сюжетно ролевой игре в разновозрастной группе размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Сюжетно ролевые игры Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка ноябрь Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво Одни считают что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития старшие дети учатся помогать младшим младшие подражая старшим быстрее развиваются По мнению других в разновозрастных группах возникает больше проблем старшие обижают малышей малыши мешают занятиям старших трудно организовать детей и пр В последнее время в нашем обществе всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия так называемой дедовщины И это происходит не только в армии но уже и в школе Очевидно что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка В этой связи чрезвычайно важно понять специфику таких отношений Макаренко указывалось что объединения детей разных возрастов обладают большим внутренним воспитательным значением важным для развития как старших так и младших В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей младшим для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими И Пеньевская и др
Публикации по теме:

Развивающая «Подушка-подружка черепашка Юля»Развивающая «Подушка-подружка черепашка Юля» Вот такую "Черепашку-Развивашку",я связала из остатков разноцветных ниток,в разновозрастную группу в которой работала,заменяя основного.

Золотой ключик-ключ к новым знаниям!Золотой ключик-ключ к новым знаниям! Здравствуйте, уважаемые коллеги! На календаре начало весны, а во многих детских садах уже во всю готовятся к выпуску ребят из детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 10:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД