Ольга Стаценко
Опыт работы на тему Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из опыта работы на тему:
«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Старший воспитатель высшей квалификационной категории
Стаценко О. А.
Выступление из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ № 1
Стаценко О. А. на тему: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Среди основных направлений деятельности нашего МБДОУ одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
Речь – яркий показатель развития ребенка. Доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
Поэтому формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач и перед педагогами нашего МБДОУ встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
С целью поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план МБДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников.
Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
Немаловажным условием является профессионализм педагогов.
В результате внедрения в МБДОУ адаптированной образовательной программы для детей с ТНР, авторских методик и технологий по развитию речи, у педагогов постоянно возникает необходимость в обновлении теоретических знаний и практических умении.
Основным подходом в организации методической деятельности с педагогами в МБДОУ стала работа на диагностической основе.
В результате диагностики был выявлен факт недостаточного уровня развития профессиональных умений воспитателей и специалистов и была разработана система методической работы по повышению компетентности в вопросах речевого развития дошкольников.
Наша практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы:
- «Школа молодого педагога»;
- методические объединения;
- курсы повышения квалификации;
- тренинги, семинары, вебинары;
- конкурсы;
- диссеминация эффективного педагогического опыта
Эффективно организованная система методической работы способствует тому, что педагоги стали более компетентными в вопросах речевого развития дошкольников, интересуются новинками методической литературы, являются активными участниками мероприятий различного уровня, занимаются самообразованием.
С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития речи педагогами, во всех возрастных группах оформлены речевые и книжные центры.
Воспитателями и специалистами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий:
- пособия для проведения артикуляционных упражнений,
- пальчиковых игр,
- тематические альбомы,
- игрушки для развития правильного речевого выдоха,
- игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
В МБДОУ имеется логопедическая группа и логопедический кабинет, оснащенные всем необходимым для проведения коррекционной работы с детьми по развитию речи.
Насыщая развивающей средой пространство, специалисты и воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли удовлетворить свои потребности в познании и речевом общении.
Педагоги МБДОУ используют разнообразные методы, приёмы и формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей.
Это создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться, решение речевых логических задач, игры-драматизации, чтение книг, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию.
На занятиях педагоги большое внимание уделяют развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и работа над звуковой культурой речи.
На музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности проводится работа над интонационной выразительностью. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастик является немаловажным условием речевого развития дошкольников.
Организация работы с родителями по развитию речи в нашем МБДОУ, направленна на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье и является необходимым условием при создании единого речевого пространства.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
- оформление информационных стендов для родителей;
- проведение семинаров, практикумов, мастер- классов;
- организацию и проведение индивидуальных бесед с родителями по итогам обследования речи детей и консультаций по вопросам коррекции речи;
- проведение конкурсов чтецов, конкурсов по изготовлению игр и пособий по развитию речи;
- показ открытых занятий по развитию речи;
- проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного познавательно-речевого развития ребенка. Такой подход к воспитанию детей в условиях МБДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем МБДОУ созданы оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников и сегодня нам хотелось бы поделиться наработанным материалом с вами дорогие коллеги!