Махмудова Татьяна Владимировна
Консультация для родителей «Почему дети разные?»
▼ Скачать
Консультации для родителей «Почему дети разные?»
Подготовила: воспитатель
Махмудова Т. В.
Почему у детей различается поведение? Почему одни дети проявляют спокойствие, в то время как другие начинают плакать сразу же, как только их родители уходят? Почему некоторые дети отказываются играть и не находят общий язык с воспитателями при поступлении в детский сад, в то время как другие адаптируются моментально? Разлука с домом и близкими, знакомство с новыми взрослыми и детьми могут стать серьезным испытанием для психики ребенка. Малыш может почувствовать себя отвергнутым, лишенным любви, внимания и защиты со стороны родителей. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, нежным и без травматизма.
Публикация «Консультация для родителей „Почему дети разные?“» размещена в разделах
Заметно, что уже в раннем детстве дети проявляют различия в поведении. Одни бывают живыми и энергичными, другие - более пассивными, третьи, хоть и активные, но медлительные. Для большинства взрослых идеалом является послушный ребенок, но не каждому малышу подходит такое определение. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неуклюжий, требующий постоянного присмотра и вполне самостоятельный - вот насколько разнообразны наши дети! Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, определяется воспитанием. Ребенок не появляется на свет добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неуклюжим. Эти черты формируются постепенно под воздействием условий жизни и воспитания. Важно также состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, часто болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.
Однако бывают ситуации, когда дети вырастают и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, при одинаковом здоровье, но ведут себя по-разному. С самого рождения у детей различаются особенности нервной системы, которые оказывают влияние на их поведение. Эти индивидуальные особенности проявляются в общей подвижности малыша, скорости движений, темпе речи, а также в скорости возникновения и интенсивности чувств. Из-за этого дети уже с раннего возраста начинают показывать себя как бойкие или медлительные, энергичные или апатичные, более или менее эмоциональные. Один ребенок ярко выражает свои эмоции: он может громко плакать, если чем-то недоволен, и так же громко смеяться, испытывая радость. Другой же в подобных ситуациях может лишь тихонько покурлыкать или улыбнуться добродушно.
Особенности высшей нервной деятельности характеризуются стабильностью и невосприимчивостью к изменениям. Однако стоит помнить, что ярко выраженные представители определенного типа нервной системы у детей встречаются реже, чем те, у кого наблюдаются черты обоих типов. Другими словами, у ребенка могут проявляться особенности, присущие как одному, так и другому типу.
Бывает также, что истинная природа высшей нервной деятельности скрывается под воздействием жизненных обстоятельств и методов воспитания. Например, ребенок может быть по своей природе активным и подвижным, но если его мать является флегматичной и не поощряет активность, со временем он может стать менее подвижным и более флегматичным.
Излишняя строгость в отношении к малышу, избыточное использование наказаний и постоянные ограничения также могут вызвать маскировку типа высшей нервной деятельности. В этом случае ребенок, обладающий активным нервным обменом, может превратиться из подвижного и энергичного в застенчивого, молчаливого и малоактивного. Однако в раннем детстве типичные черты проявляются наиболее ярко.
«Сбалансированный малыш»
Дети с устойчивыми, сбалансированными нервными процессами, зачастую проявляют бодрое настроение, иногда плачут по малейшей причине и быстро успокаиваются после ее устранения. У них преобладают положительные чувства - радость, удовольствие. Сон у таких детей глубокий и продолжительный. Они легко находят общий язык с взрослыми, другими детьми, не испытывают страха перед новыми знакомыми, что способствует развитию коммуникабельности. Однако, если родители, стремясь к послушанию, будут угрожать малышу, он может стать пугливым, замкнутым, склонным к слезам.
«Энергичные дети»
У таких малышей активация происходит быстрее, чем ингибирование (давайте назовем их подвижными). Особенностью их физического развития в первый год жизни является неравномерное увеличение веса в разные месяцы - то в пределах нормы, то ниже.
Ближе к времени кормления такие карапузы обычно проявляют повышенную нетерпеливость: кричат громко и долго. После небольшого приема пищи и утоления голода могут сразу заснуть.
Сон у таких детей поверхностный, чувствительный. Даже малейший шепот, даже шорохи в комнате, где спит малыш, способны разбудить его.
У таких детей обычно легко развивается общительность. Они быстро находят общий язык с незнакомыми детьми, однако часто становятся источниками конфликтов из-за трудностей в сдерживании своих желаний и порывов. Если им понравилась игрушка, которую держит другой ребенок, они могут моментально попытаться забрать ее себе; во время игры могут нечаянно толкнуть кого-то, не имея злых намерений. Их постоянное беспокойство делает их "невиновно виноватыми".
При воспитании таких маленьких непосед требуются особые усилия для развития у них терпимости, позитивных отношений с другими детьми и взрослыми, интереса к занятиям, которые требуют усидчивости и внимания. Это можно достичь через проявление эмоциональной отзывчивости, искреннего интереса и одобрения даже самых маленьких достижений малыша.
«Дети с особенностями поведения»
Характеристика нервных процессов у таких детей свидетельствует о преобладании ингибирования. Они действуют медленно, спокойно, их уравновешенное поведение обычно не вызывает беспокойства. Однако некоторые взрослые (люди холерического типа, привыкшие к быстрому темпу жизни, могут раздражаться из-за их медлительности. Важно помочь ребенку преодолеть его врожденную инертность, а не сердиться из-за его медленного темпа.
Дети такого типа часто имеют избыточный вес, хороший аппетит, который стабилен. Они едят медленно и вдумчиво, их сон глубок и продолжителен. Однако иногда им не хватает активности. Если взрослые замечают это, то им следует поощрять ребенка к разнообразным занятиям, к развитию самостоятельности. Не нужно делать за малышом то, что он может сделать сам, даже если это занимает больше времени, чем хотелось бы взрослым. Проявите немного терпения! Ребенка обрадует и поддержит похвала взрослого, одобрение его малейших успехов.
Некоторым взрослым, возможно, нравится медлительность и спокойствие ребенка, и они не пытаются преодолеть его пассивность. Ведь такому ребенку не требуется много внимания, и в целом это удобно! Однако в таком случае стоит задуматься о его будущем. Со временем малыш вырастет и станет школьником. Его медлительность может помешать ему в учебе, а неуклюжесть и неспешность в играх сделают его объектом насмешек со стороны сверстников.
Дети с высокой степенью впечатлительности нуждаются в особом уходе из-за характеристики их нервной системы, которую можно охарактеризовать как нежную. Эти малыши очень чутко реагируют на окружающую обстановку, они моментально воспринимают настроение людей вокруг и сами могут переживать частые колебания настроения. Даже мельчайшие причины способны привести их в уныние и вызвать поток слез. В случае, если у такого ребенка нет никаких беспокойств, он становится открытым и приветливым. Свою радость он выражает улыбкой или тихим смехом, а несогласие с чем-то проявляет плачем, стремясь привлечь внимание взрослых. Это особо чувствительные дети, не требующие особого внимания, но реагирующие на малейшие обиды. Они быстрее других устают, особенно это заметно у самых маленьких. Их сон неглубок, так как для полноценного отдыха им необходимо спокойствие вокруг и отсутствие шумов.
В процессе взросления некоторым детям может быть неприятно находиться в окружении сверстников: кто-то может их толкнуть, испортить песочные формы или забрать игрушку. В то время как для других детей подобные ситуации могут показаться незначительными: их толкнули - они отошли, сделали новую форму из песка, забрали свою игрушку. Однако для таких "слабышей" это имеет большое значение, они расстраиваются и стремятся уйти в сторону. Такие дети более чувствительны к новым вещам: они могут испугаться незнакомой обстановки, незнакомых взрослых или большого количества других детей. Именно они часто испытывают трудности и стресс при поступлении в ясли или детский сад. Поэтому необходимо особенно внимательно готовить таких детей к этому событию. Задача взрослых - помочь им вступить в детское сообщество.
Не следует излишне баловать таких детей, так как это может сделать их избалованными и неуравновешенными. Вместо этого, поддерживая и поощряя их, нужно помогать преодолевать страхи. Пусть они больше двигаются, выполняют задания взрослых, общаются с другими детьми и взрослыми, задавая вопросы и просить помощи.
Период приспособления - сложный период для карапуза. Однако в это время тяжело не только малышам, но и их родителям. Поэтому очень важно совместное усилие родителей и педагогов. Делая рассказ воспитателям о предпочтениях, обычаях своих детей, о состоянии их здоровья, о уровне развития, о том, как спит малыш, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют установлению открытых и доверительных отношений с учителями, помогают педагогу найти индивидуальный подход к ребенку.
В наших общих интересах достичь того, чтобы ребенок справился с трудностями приспособления к новой обстановке на уровне легкой адаптации и предотвращать проявления тяжелой адаптации!
Литература:
Адаптация маленьких детей к условиям дошкольного учреждения: Руководство для практического применения, автор-составитель Л. В. Белкина, издательство "Учитель", Воронеж, 2004 год.
Эффективное воспитание малыша: Руководство для педагогов, под редакцией Л. Ф. Островской, издательство "Просвещение", Москва, 1979 год.