Лучший педагог года

Опыт работы со сказками

Галина Савина
Опыт работы со сказками

Март 2024 года. 14й Петербуржский международный Образовательный форум.

Более 400 мероприятий и 10 тематических треков. Петербургский международный образовательный форум стал центром притяжения учёных, педагогов, руководителей системы образования.

35 тысяч единомышленников объединил ПМОФ-2024! Среди дошкольных учреждений выступил и наш детский сад «Эрудит».

На площадке мы делились опытом и своими разработками, общались с интереснейшими людьми из разных уголков страны, давали консультации и знакомились с инновациями в сфере дошкольного образования.

Публикация «Опыт работы со сказками» размещена в разделах

Моя тема на "ФОРУМЕ".

«Роль авторских сказок и рассказов в духовно- нравственном и патриотическом воспитании детей с использованием ТИКО- конструктора»

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»

В. А. Сухомлинский

В нашу стремительную эпоху компьютеризации мы стремимся дать детям более высокий уровень математических знаний, обучаем английскому языку, развиваем логическое мышление и порой забываем, что любимое занятие каждого дошкольника - это игра и, конечно же, чтение сказок.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают духовно- нравственные качества, патриотические чувства, воображение, подталкивают детей к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Авторские сказки также бесценны, как и народные.

Сказки имеют огромное воспитательное значение для детей. Бесспорно, если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою, но, если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею.

Нравственный аспект.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания.

Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые мы даем во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом, где наказывается хитрость, жадность, хвастовство, глупость, лицемерие, где дети учатся ценить настоящую дружбу, взаимовыручку, доброту и заботу, учатся анализировать, рассуждать, вникать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Тот искренний, жгучий интерес, который вызывает сказочное произведение у ребенка, объясняет развивающее значение сказки.

Сказочное произведение развивает:

. важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки;

• образное мышление;

• активную речь;

• внимание;

• умение связно выразить мысль;

• творческие способности и фантазию;

• все виды памяти;

• умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Многочисленные варианты использования сказочного материала позволяют ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование, ТИКО- моделирование персонажей – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание окружающего мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что она позволяет ребенку видеть мир в его целостности. Проживая сказочный сюжет, он учиться сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей, мир красочный, живой, наполненный звуками и красками. Ни одна деталь не укроется от внимания детей. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Сказкотерапия.

Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребёнок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это – бесценный материал для работы.

В своей работе использую авторские тематические сказки и познавательные рассказы как на разных занятиях, так и в образовательных ситуациях. Например, на занятиях по «Азбуке безопасности» сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнают дети. Ведь в жизни можно встретиться с нешуточной опасностью, не следует верить на слово чужим людям. Также сказка поможет детям закреплять правила пожарной безопасности и правила дорожного движения. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет малышу применить на практике элементарные правила безопасности. Тематика моих авторских сказок разнообразна, для лучшего запоминания детям всегда очень хорошо использовать сказку по определенной теме. Например: в изучении ядовитых ягод нам помог заяц Труська из сказки, о заботливом отношении к комнатным растениям помог кактус из сказки «Злючка-колючка», о бережном отношении к родной природе зверята из сказки «Мусор в лесу», о любви к родному дому, родной сторонке зверушки из сказок «Топтыжкин дом», «Большое путешествие маленьких друзей».

На занятиях и в совместной деятельности по рисованию, лепке и аппликации, в образовательных ситуациях по «Сказкотерапии», «Эко - просвещении», «Театрализации», использую не только различные виды театра, но и ТИКО - конструктор – плоские и объёмные фигуры.

Также в работе с детьми активно привлекаю родителей. У меня есть рубрика: «Читайте с нами», где родители читают с детками дома сказку, с которой мы познакомились в детском саду. Как показала практика, дети очень любят слушать мои авторские сказки (как книжный вариант, так и аудиосказки) перед сном.

Особо хочется остановиться на интересном направлении: объединение ТИКО- конструктора с чтением сказок. От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Лучше всего они учатся в игре, и конечно через сказку. Но у современного ребенка есть мультфильмы по телевизору, игры на планшете, зачем ему обычные сказки? Поэтому и появилась идея превратить обычную сказку в нетрадиционную, с использованием ТИКО - героев. Это позволяет детям после прослушивания сказки не только ее обыграть, но и придумать свой новый сюжет, проявить фантазию и воображение. И даже создать свою сказку вместе с другими детьми в группе, обыграть ее.

Использование сказок с ТИКО-героями, на наш взгляд, способствует раскрытию творческого потенциала дошкольника, формированию навыков инженерного мышления, активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности, самостоятельности, инициативности, стремления к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа)Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа) Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Речевого центра, содействия в реализации плана самообразования по теме «Развитие речи.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (старшая группа)Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (старшая группа) Для обогащения развивающей среды группы - содержимого Речевого и Театрального центров и содействия в реализации плана самообразования по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы со сказками
Опубликовано: 30 апреля 2024 в 16:53
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД