Лучший педагог года

Содержание воспитывающей функции образования. Воспитание и качество личности

Александр Владимирович Гришин
Содержание воспитывающей функции образования. Воспитание и качество личности

Содержание воспитывающей функции образования раскрывается через сущность понятия "воспитание". Сущность воспитания и, следовательно, воспитывающая функция образования состоит в формировании у воспитанников определенных качеств личности, а также системы социальных и духовных отношений.

Что вкладывает современная наука в понятия "отношения" и "качества личности"?

Публикация «Содержание воспитывающей функции образования, Воспитание и качество личности» размещена в разделах

Личностное качество (или качество личности) - это закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Таким образом, личностное качество современной наукой рассматривается как вторичное понятие. Первичным понятием воспитания выступает понятие "отношение".

Отношение - это переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, между ним и различными сторонами окружающей действительности, между ним и самим собой как частью мира, которые оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.

А. В. Мудрик выделяет четыре группы отношений личности : отношение к миру, отношение с миром, отношение к себе, отношение с самим собой. Эти четыре группы отношений образуют развивающуюся систему. То, что отношения находятся в системе, означает, что различные группы отношений связаны между собой; развитие одних отношений ведет за собой изменение отношений другой группы.

Развиваясь, отношения личности становятся привычными и закрепляются в виде феномена личностных качеств.

Сложившееся качество личности при этом представляет собой отношение в трех формах: убеждение (рациональное отношение); стереотип поведения (привычка); чувство, переживание, мотив деятельности.

Главная характеристика любого личностного качества - это его устойчивость: человек проявляет сформировавшееся у него личностное качество в привычных и изменяющихся условиях.

При этом, говоря о развитии личностных качество в процессе воспитания, следует иметь в виду следующие закономерности.

1. Закономерность обратного влияния.

2. Закономерность взаимосвязанности качеств.

3. Закономерность генерализации.

4. Закономерности этапности.

Процесс воспитания - совокупность специально организованных последовательных целенаправленных действий педагога и воспитанника (их взаимодействие) с целью образования, развития и формирования личности последнего. Он представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием педагогических средств с целью решения воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей как общества и государства, так и самого человека в его развитии и саморазвитии.

Любой процесс разворачивается во времени. Это последовательная смена одного состояния педагогической системы другим. В педагогических процессах движение есть результат педагогического взаимодействия. Движущими силами процесса воспитания являются противоречия. Условно можно выделить несколько групп противоречий. Во-первых, это противоречия, связанные с деятельностью воспитателя, который предъявляет определенные требования к воспитаннику, а тот может быть достаточно готов к их исполнению. Перед воспитанником встает задача : разобраться, понять смысл требования, определить свое отношение к нему. Во-вторых, противоречия могут быть обусловлены недостаточным развитием того или иного качества или умения у воспитанника. То есть перед воспитанником встает противоречие между его притязаниями, способностями, индивидуальностью и требованиями общества, класса, группы. Данное противоречие он и должен разрешить, а воспитатель - создать условия для этого. В-третьих, это противоречия между тем, каким представляется воспитателю будущее своих воспитанников и что их реально ждет через 10-20 лет. Цель деятельности педагога всегда основана на предположениях, прогнозах, некоем предвидении будущего. Ученики и сам учитель живут в сегодняшней жизни, но при этом учителю приходится задумываться над вопросами, какой человек в будущем будет успешен и востребован, каким будет общество в будущем, как помочь детям интегрироваться в нем. Не всегда позиции воспитателя и воспитанников в этом вопросе совпадают. Налицо противоречие, которое Ш. А. Амонашвили называет "основной трагедией воспитания". Имеется еще одна группа противоречий: между тем, что удобно воспитывать и что нужно воспитаннику в действительности.

Эти и другие существующие противоречия разрешаются в процессе воспитания во взаимодействии его субъектов. Таким образом, движущей силой процесса воспитания является педагогическое взаимодействие, которое, в свою очередь, основано на объединении педагогического влияния, восприятия и усвоения ребенком сути педагогического требования, его собственной активности. Современная гуманистическая трактовка воспитания так и утверждает : процесс воспитания - это субъект-субъектный процесс. Субъект-субъектный процесс воспитания отказывается от таких понятий, как влияние, воздействие и т. п., в пользу понятий "взаимодействие", "сопровождение", "помощь", "поддержка", "собственная активность воспитанников" и др. Ребенок становится субъектом. участником процесса воспитания, воспитанником.

Воспитательный процесс имеет ряд присущих только ему особенностей, которые также являются его неотъемлемыми характеристиками: целенаправленность; многофакторность; длительность; непрерывность; нелинейность; комплексность; отдаленность и неопределенность результатов; двусторонность.

Раскроем эти характеристики подробнее.

Целенаправленность - важнейшая характеристика процесса воспитания. Процесс воспитания без конкретно обозначенной цели рискует быть бессистемным, ситуативно обусловленным. Цель воспитания всегда отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован в воспитательный процесс. Цели определяются уровнем развития цивилизации, характером отношений в обществе, социально-экономическим строем, культурой и традициями социума и др. Цель воспитания также определяется системой ценностей общества.

Многофакторность. Факторы, значимые для воспитания человека, многообразны и различны, их роли в процессе воспитания разнообразны. Некоторые из факторов учитываются, другие - принимаются во внимание, третьи - составляют предпосылки воспитательной работы педагога, воздействие четвертых должно быть скорректировано, пятые обуславливают выбор содержания и методов воспитательной работы. Именно поэтому воспитательный процесс - сложный и ситуативный, динамичный и неповторимый.

Длительность воспитательного процесса означает, что отношения человека и личностные качества развиваются и формируются не одномоментно. Они являются результатом длительной воспитательной работы и самовоспитания. Сложность воспитательных результатов предполагает систематичность, кропотливость, последовательность действий воспитателя.

Непрерывность. Воспитательный процесс динамичен, он имеет свои законы и особенности в разные периоды жизни, длится не только на протяжении детства и школьных возрастов, а продолжается и в высшей школе, и в трудовой жизни человека, в юности и зрелом возрасте.

Нелинейность процесса воспитания. Один из законов философии утверждает, что количество переходит в качество. Применительно к процессу воспитания это означает, что процесс воспитания происходит нелинейно, т. е. сначала идет процесс накопления качественных изменений воспитанника. Часто это остается невидимым для воспитателя, которому кажется, что ребенок не воспринимает воспитательные воздействия, не откликается на них. Однако воспитание происходит скачкообразно : количество изменений, достигнув определенной концентрации, неожиданно дает серьезное качественное приращение, когда воспитанник "вдруг" проявляет новые личностные качества и отношения.

Отдаленность и неопределенность результатов - данная характеристика процесса воспитания очевидным образом вытекает из предыдущих. Ее суть в том, что даже в одних и тех же условиях (семьи, школы) результаты воспитания могут быть существенно различными. Кроме того, даже незначительные события или влияния могут в отложенном времени проявляться неожиданной стороной в поведении, мотивации, отношениях и ценностных ориентациях личности. Именно поэтому в новейших документах по воспитанию разделяют результаты и эффекты воспитания. При этом важно иметь в виду, что существуют законы воспитания, которые носят всеобщий характер. Знание и соблюдение воспитателями законов воспитания может в значительной степени сгладить эффект данной характеристики и с большей вероятностью обеспечить запланированный результат.

Двусторонность процесса воспитания означает, что влияние направлено не только от воспитателя к воспитаннику, в воспитательном процессе происходит взаимодействие двух субъектов. Взаимодействие означает корректировку позиций обоих его участников.

Автор публикации:
Содержание воспитывающей функции образования. Воспитание и качество личности
Опубликовано: 9 мая 2024 в 21:29
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД