МААМ-картинки

Воспитание юного гражданина в условиях современного ДОУ

Татьяна Ничкасова
Воспитание юного гражданина в условиях современного ДОУ

Гражданин – это человек, любящий свою родину.

Гражданское воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности.

Публикация «Воспитание юного гражданина в условиях современного ДОУ» размещена в разделах

Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать гражданина в человеке необходимо вырастить уважение и любовь к своей Родине. И начинать этот процесс нужно с самого детства. Воспитание гражданина стало задачей государственной важности, что привело к переосмыслению сущности патриотического воспитания.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. И патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям. Поэтому воспитание патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и др. Поэтому необходимо знакомить детей с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения.

Для успешного решения поставленных целей и задач в этом направлении можно организовывать воспитательный процесс по следующим разделам: «Моя семья», «Человек-труженик», «Природа родного края», «Наша Родина – Россия», «Культура», «История страны».

Работу по патриотическому воспитанию необходимо вести последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, к более сложному – город, страна. Постепенно подводим ребёнка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает в детстве, и вместе с ним – большая Родина – Россия.

Патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. На занятия необходимо выносить сложные темы, требующие объяснения, толкования. А знания, полученные на занятиях, закреплять в различных формах работы вне занятий: досуги и развлечения, выставки детских работ, праздники, детские проекты, экскурсии, целевые прогулки и др.

В работе можно широко использовать художественные средства: изобразительное искусство, музыку, диафильмы, художественную литературу. Наглядный материал: картинки, иллюстрации, фотографии, репродукции картин.

Большое место в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды, где ребёнок может узнать много интересного о родном селе, его достопримечательностях, познакомиться с гимном, флагом и гербом нашей страны, предметами народно-прикладного искусства.

Не теряет своей актуальности метод проектов. Проектная деятельность открывает большие возможности в организации поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Актуальными могут быть следующие темы проектов: «Моя семья», «Родной город Самара», «Родной природы милый уголок», «Родина моя – Россия», «Земля – наш общий дом».

Огромное значение в формировании патриотического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные произведения позволяют понять и раскрыть, что такие качества как мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, истинным чувством патриотизма. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам и впервые осознают жестокость и беспощадность войны.

Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, являются эффективным средством воспитания. Ритмика поэтического слова действует на детское сознание вдохновляющее.

Рисунки детей, позволяют создать выразительные образы, основанные на их собственных наблюдениях, положительных чувствах и эмоциях, а также стремлениях и желаниях ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел.

Немаловажным средством, формирующим любовь к Родине, является краеведение и природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Она формирует у детей ощущение причастности их к этому уголку земли и принадлежности этого уголка к ним.

Надо показывать детям, что родной регион – это частица Родины и он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми. Знание истории родного региона, страны, необходимо для формирования гражданской позиции детей, которая дает возможность испытывать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Формировать патриотические чувства позволяет собственная деятельность детей (игра, труд, учение и пр., которая имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики патриотического поведения. Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Большое значение здесь имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные тематические формы организации деятельности детей, направленные на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы (можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.).

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребенка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.

Сущность воспитания гражданина складывается из очень простых компонентов- любви к детям, слов воспитателя, силы личного примера, справедливости, доверия, способности поощрять ребенка и, конечно же, доброты. И заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Такая слаженная работа даст главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью. Быть гражданином.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Консультация для педагогов «Воспитание настоящего гражданина»Консультация для педагогов «Воспитание настоящего гражданина» Патриот — это тот, кто любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание юного гражданина в условиях современного ДОУ
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 22:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД