Получи документы

Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников

Тамара Цыпкина
Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников

«Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников»

Я выбрала данную тему исследования, т. к. мне стало интересно почему в наш век научно-технического прогресса наряду с положительными последствиями, такими как улучшение уровня жизни, массовой компьютеризацией, облегчением многих процессов как бытовых, так и многих других, труда, например, с каждым годом в наш детский сад поступает все больше болеющих, ослабленных и имеющих значительные проблемы со здоровьем детей.

Публикация «Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников» размещена в разделах

После глубокого изучения данного вопроса я выяснила, что одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важности не только в отдельно взятом детском саду, нашей стране, но и в мире в целом остается здоровье детей, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Забота государства о здоровье населения, большой процент больных детей (согласно исследованиям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, несовершенство законодательных актов, - все это подтолкнуло к созданию ФГОС - нового стандарта, направленного на развитие дошкольного образования в Российской Федерации.

Основная задача детских садов-создать условия, при которых дети развиваются. Ребенку должен быть интересен весь педагогический процесс, что способствует полноценному проживанию дошкольного возраста, развитию и в последствии ребенок мотивированным переходит на следующую ступень образования.

В современной научно-методической литературе мы можем найти немало рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Однако не во всех детских садах имеются условия для правильной организации этой работы, не все педагоги имеют достаточную подготовку в области формирования у дошкольников навыков основных движений.

Основываясь на анализе научно-методической литературы, мы формируем следующие противоречия:

-между требованиями, предъявляемыми обществом и государством к здоровью ребенка и слабостью здоровья современного дошкольника;

-между необходимостью воспитания физически подготовленного ребенка и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в ДОУ.

В связи с этим, возникает проблема в условиях организации утренней гимнастики, которая должна способствовать формированию навыков ходьбы и бега.

Ребенок ведет малоподвижный образ жизни, практически не играет на дворе, в спортивные игры, проводит все свое свободное время у экрана телевизора или компьютера. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин.

Согласно Федеральным Государственным Требованиям, одна из задач образовательной области «Физическая культура» - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

Овладение изучалось многими исследователями. Наиболее полная характеристика формирования навыков основных движений была дана

А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой «Основные движения» — это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Формировать навыки основных движений следует начинать уже с младшего дошкольного возраста. Одним из средств формирования навыков основных движений в дошкольном возрасте является утренняя гимнастика. Так как в нашей работе в роли испытуемых выступает младший дошкольный возраст, то приоритетом утренней гимнастики будет наличие сюжета.

Цель исследования: изучение влияния утренней гимнастики на закрепление навыков ходьбы и бега у младших дошкольников и разработки серии комплексов утренней гимнастики сюжетного характера.

Объект исследования: процесс закрепления навыков ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетная утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения указанной цели в исследовательской работе, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по данной теме с целью определений понятий «гимнастика», «ходьба», «бег», и выявления основных методов обучения навыкам ходьбы и бега детей младшего дошкольного возраста.

2. Диагностировать исходный уровень развития навыков ходьбы и бега младших дошкольников.

3. Разработать комплексы сюжетной утренней гимнастики для закрепления навыков ходьбы и бега детей младшего дошкольного возраста и апробировать их в младшей группе.

4. Определить эффективность влияния утренней гимнастики на закрепление ходьбы и бега у младших дошкольников

Гипотезу можно сформулировать следующим образом: мы предполагаем, что уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников можно повысить, если использовать утреннюю гимнастику, при условии ее сюжетного характера.

Наша работа состоит 2 частей.

В первой части на основе анализа работ ученых приводится характеристика основных движений, изучается роль утренней гимнастики, как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, проводится анализ условий для закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников.

Более подробно с данным материалом можно будет ознакомится на страницах 5-10 диплома.

Вторая часть посвящена опытно экспериментальной работе с детьми младшего дошкольного возраста

Для проверки, выдвинутой нами гипотезы был проведён сравнительный педагогический эксперимент, который проходил на ГБДОУ №-114 Центрального района города Санкт-Петербурга и включал в себя три этапа.

На первом – констатирующем этапе нам нужно было определить уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников.

Из всего многообразия тестовых заданий мы выбрали методику диагностики Ноткиной Н. А.

Ходьба всей группы с изменением направления.

Методика диагностики: наблюдение во время утренней гимнастики или физкультурного занятия.

1 уровень- уверенное выполнение заданий без ошибок

2 уровень- уверенное выполнение заданий, но с ошибками

3 уровень- не выполняет задание

Бег на 10 метров

Методика диагностики: отсчет времени бега начинается после пробегания ребенком двух трех метров до линии старта.

1. уровень - М менее 2,4 сек. Д менее 2,6 сек

2. уровень – М 3,3-2,3 сек Д 3,4 -2,6 сек

3. уровень – М более 3,4 сек. Д более 3,5 сек

Для проведения экспериментальной работы мы выбрали группу детей. Критериями выбора детей являлись:

- отсутствие хронических заболеваний;

- хорошая адаптация к дошкольному учреждению;

- физическое развитие в соответствии с возрастом

Таким образом, проведенная в октябре диагностика показала не высокий уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников. Поэтому с детьми необходимо проводить дальнейшую работу по развитию различных видов ходьбы и бега через организацию проведения сюжетных утренних гимнастик.

На основе полученных результатов мы спланировали работу формирующего этапа эксперимента.

В начале мы проанализировали содержание отобранного материала, скомпоновали, сочинили такие сюжеты, чтобы вызвать у детей интерес к происходящему. Тематика была выбрана с учетом кругозора детей 4 года жизни. Совместно с родителями проводили вечера загадок, сказок, создавали игровые ситуации, мобилизировали личный опыт детей, совместно рассматривали иллюстрации к сказкам и мультфильмам. В результате проделанной работы мы составили план работы начиная хорошо известных детям несложных сказок как по замыслу, так и по тексту.

Постепенно мы вводили новые, способствующие развитию различных видов ходьбы и бега, до этого неизвестные сюжеты утренних гимнастик. В процессе проведения которых дети не только формировали навыки ходьбы и бега, а также приобщались к фольклору, сказкам, узнавали много нового о погодных явлениях, профессиях, временах года

Таким образом, подобранные для эксперимента комплексы сюжетных утренних гимнастик давали детям возможность сформировать навыки ходьбы и бега в игровой, сюжетной форме

По истечению шести месяцев мы провели повторные тесты по Н. А. Ноткиной. Анализируя результаты контрольного эксперимента, мы видим, что уровень развития навыков бега у детей младшего дошкольного возраста существенно повысился при использовании сюжетной утренней гимнастики.

Результаты показали положительную динамику в формировании навыков ходьбы и бега у детей младшего возраста, что подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников можно повысить, если использовать утреннюю гимнастику, при условии ее сюжетного характера.

Наша работа с детьми на этом не закончена, т. к. формирование двигательного навыка длительный процесс. Родители, наблюдая положительную динамику в развитии детей стали больше доверять воспитателю, дети с радостью и улыбками идут в сад, предвкушая новые игры и развлечения. Я получила огромное удовольствие от работы и возможности поделится полученным продуктом в виде комплексов утренних гимнастик с товарищами, сотрудниками и родителями.

Планирую продолжить работу по формированию навыков ходьбы и бега у младших дошкольников, делиться имеющимся опытом с заинтересовавшимися. В настоящее время изучаю новую методическую литературу, методические разработки с целью поиска интересных форм и методов работы.

Публикации по теме:

Консультации для родителей «Влияние утренней гимнастики на физическое развитие детей» Дети по своей природе чрезвычайно энергичны и подвижны. Ребёнку трудно сидеть неподвижно, его утомляет однообразие. Когда ребёнок ничем.

Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников Беседы о здоровье человека актуальны с незапамятных времен и собирают огромное количество участников. Только здоровый человек с хорошим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников
Опубликовано: 19 июня 2015 в 18:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД