Получи документы

Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ

Жанна Кадрова
Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ

Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих разные особенности развития, которые возникают, во многих случаях, в ходе нарушения закономерностей раннего онтогенеза. Кроме того, часть детей появляются на свет с родовой травмой, с различными диагнозами, а у мам бывает неблагополучное течение беременности. В норме развитие ребенка проходит ряд этапов, в результате которых происходит формирование и совершенствование двигательных навыков. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно говорить о возможных проблемах. Движения очень тесно связаны с речью – в головном мозге речевые и двигательные зоны находятся рядом. Нарушения в формировании двигательных навыков приводят к торможению речевого онтогенеза. Всё это негативно отражается на эмоциональном развитии ребёнка.

Публикация «Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ» размещена в разделах

То, что не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется в более старшем возрасте, а требует организованной комплексной помощи в дошкольном возрасте.

Трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без специальной коррекции могут перерасти в хроническую неуспеваемость. Решить эти и подобные проблемы невозможно без выявления истинных причин данных нарушений.

Инструментом для диагностики служит нейропсихологическое обследование.

Этот метод позволяет исследовать внимание, память, мышление, речь, пространственные представления, основы саморегуляции; дает возможность специалистам и родителям увидеть имеющиеся трудности ребенка и правильно построить индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

Дети с ОВЗ (ЗПР, аутизм, моторная алалия, посещающие группы компенсирующей направленности, испытывают сложности в восприятии и удержании информации; выполнении определенных движений (трудности проявляются на уровне общей, мелкой и артикуляционной моторики); частой отвлекаемости; включенности; коммуникации; имитационной деятельности.

Наблюдения за деятельностью детей во время осуществления режимных моментов, занятий и анализа проведенного обследования (дефектологического, психологического и логопедического, позволили выделить наиболее нуждающихся в коррекционной помощи дошкольников. Специалистами учреждения была разработана нейрокоррекционная программа для детей с ОВЗ, направленная на комплексное развитие анализаторных систем. Программа была утверждена на психолого-медико-педагогическом консилиуме к реализации. Срок реализации: 3 месяца. Индивидуальные занятия по психомоторной коррекции с детьми дошкольного возраста проводятся по методу замещающего онтогенеза. Занятия состоят из нескольких больших блоков.

1. Разбитие синкинезий или сопутствующих движений

2. Установление межполушарных взаимодействий

3. Сложно-программированные (на удержание и смену программ)

4. Распределение внимания

5. Упражнения на анализ и синтез

6. Развитие тонкой моторики

7. Глазодвигательные упражнения

8. Упражнения на развитие орального праксиса

9. Блок вращательных движений

10. Блок динамических упражнений

Для каждого ребенка учитывается уровень качества и сложности выполнения упражнений. При возникающих затруднениях в программу вносятся изменения, и упрощается выполнение задания.

Упражнения предлагаются ребёнку в строго определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального развития. В итоге формируется внутренняя речь ребенка, он учится создавать программу своего поведения, контролировать себя. На занятиях расширяются адаптационные возможности ребенка, он учится общаться, становится более уверенным в себе, формирует положительную оценку себя и своих способностей.

Занятия проводятся ежедневно дефектологом или учителем-логопедом. Родители в выходные дни повторяют комплекс упражнений дома (после показа специалистами данных упражнений). Оптимальный возраст для проведения нейрокоррекции : 5-12 лет.

В программу входят:

• Дыхательные упражнения

• Глазодвигательные упражнения

• Двигательные упражнения на растяжки

• Массаж и самомассаж

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие межполушарной ассиметрии

Развитие мелкой моторики

• Релаксация и расслабление

Глазодвигательные упражнения повышают познавательную активность и прямым образом влияют на познавательный процесс детей. Движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. За счет трехмерного пространства глаза, находящиеся в постоянном движении, собирают необходимую информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для занятий. Глазодвигательные упражнения тренируют мышцы глаз, активизируют кровообращение, разряжают умственную нагрузку, повышают координацию глаз и способность сфокусироваться.

Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – это выполнение различных перекрестных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс. Происходит восстановление общего тонуса, снятие физического и эмоционального напряжения. Умение произвольного контролирования дыхания развивает самоконтроль над поведением и эмоциями.

Двигательные упражнения на растяжение и сжатие мышц тела нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Любые негативные изменения оптимального тонуса плохо отражаются на общем развитие человека, его психической и двигательной активности.

Релаксация проводится в начале занятия – с целью настройки на процесс занятия, и в конце – с целью интегрировать полученный опыт. Чаще всего, это нахождение в расслабленном состояние (лучше всего лежа на спине, руки, ноги в открытой позе, без перекреста, под релаксационную музыку.

Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга.

После проведения нейрокоррекционных упражнений отмечаются следующие изменения:

• включенность детей в деятельность стала более выражена, дети начали воспринимать информацию и достаточно точно отвечать на задаваемые педагогом вопросы;

• преобладание произвольного внимания над непроизвольным;

• качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились;

• в режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий;

• на занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы;

• в игровой деятельности дошкольники самостоятельно придумывают сюжет игры, привлекая новые предметы – заместители и включая в игру других детей (раньше была одиночная игра);

• уровень развития коммуникации и речевой деятельности повысился; речь стала средством общения;

• дошкольники стали более уверенно себя чувствовать среди сверстников и на занятиях; эмоциональный контакт с окружающими взрослыми возрос.

Осуществление нейрокоррекционной программы в рамках дошкольного учреждения является базовым направлением, помогающим в комплексной коррекции детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние сказки на формирование личности ребёнка» Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом.

Положительное влияние физической культуры на организм ребёнка! Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается.

Программа сопровождения ребёнка с ОВЗ воспитателем МБДОУ «.» Программа (план) сопровождения ребёнка воспитателем на 2016-2017 учебный год 2. Ф. И. О. ребёнка: ФИО Диагноз: Общее недоразвитие.

Тактика проведения психолого — педагогического обследования ребёнка с ОВЗ Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ. Для успешности психологического обследования Т. Д. Марцинковская.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние музыки на психоэмоциональное состоянии ребёнка Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медецинские центры лечили людей от тоски, нервных растройств,.

Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность при общении с ней Мир, окружающий ребёнка, это - мир природы. Необходимо помочь ребёнку узнать прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться.

Влияние семьи на развитие ребенка Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово,.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка Кантеева Р. А. Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка. «Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника Личностные качества ребёнка формируются в активной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ
Опубликовано: 29 июля 2017 в 18:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД