Лучший педагог года

Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности»

Ирина Каменская
Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности»

Влияние арт-терапии на формирование

психологической культуры и здоровья личности

Аннотация Психологическая культура является важной составляющей культуры человека. Эмоциональный фон, существующий в обществе, оказал влияние на тенденцию к регрессу детства у детей. В процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей : удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Также формируется положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру.

Публикация «Статья „Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности“» размещена в разделах

Ключевые слова психологическая культура личности, психологическое здоровье личности, арт-терапия

Психологическая культура является важной составляющей культуры человека. Ее особенности:

1) широкое общекультурное образование;

2) потребность быть культурным человеком;

3) желание иметь психологическую культуру;

4) потребность быть носителем психологической культуры;

5) чувствительность к психологическому опыту собственной жизни;

6) осознанность мыслей, чувств, поведения;

7) способность к проблематизации событий собственной жизни;

8) конструктивное, творческое осуществление собственной жизни. [2]

Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению.

В своей практической работе психолог активно взаимодействует с разными гранями личности – души, тела, духа, ментальности, способствует их выявлению, осознанию, трансформации и развитию. В немедицинской модели психотерапии повышение и развитие психологической культуры личности – важнейшее условие оказания ему помощи.

Эмоциональный фон, существующий в обществе, оказал влияние на тенденцию к регрессу детства у детей и, возможно, сделал актуальным прошлое как источник ресурсности у взрослых. Сходные проявления, обнаруженные в исследовании у детей и взрослых, позволяют охарактеризовать то «культурное поле», в котором происходит сегодня социализация ребенка. По-видимому, процесс социализации, как справедливо считает Л. А. Петровская, сегодня не менее актуален для взрослых, чем для детей.

Рисунки позволяют констатировать, что в семье резко сократилось сотрудничество взрослых с детьми, упал индекс позитивных чувств, нейтральные эмоциональные состояния и негативные образы себя у детей становятся типичными. И в семье, и в школе дети, по-видимому, не общаются достаточно полно со взрослыми. Дефицитарность общения распространяется и на сферу взаимодействия со сверстниками, и потому детские контакты лишены событийности. Отмечается высокая эмоциональная значимость для всех собственного детского опыта: положительное отношение к заданию, ярко выраженный интерес к событиям в жизни, стремление дополнить рисунок устным рассказом о себе и установить контакт с психологом и участниками группы. [3]

И стоит отметить, что в процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей : удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. [4]

Таким образом, дополнительно формируется положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру. В ходе взаимодействия с детьми отрабатываются проблемы эмоционально-личностной сферы, через рисунок развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Кроме этого арт-тарапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции.

В понимание «здоровья» разные авторы вносят свои акценты, но важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. [1]

Литература:

1. Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья. — 2-е изд. — М: Сфера, 2000

2. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. — М. : Педагогическое общество России, 2000

3. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : 2001

4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб: Питер, 2002

Публикации по теме:

Проект «Обеспечение эффективности физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников в контексте ФГОС до» Педагогический проект «Обеспечение эффективности физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников в контексте ФГОС ДО».

Влияние музыки на развитие личности ребенка В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка. Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное.

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

План реализации проекта «Формирование экологической культуры личности» Реализация проекта «Формирование экологической культуры личности» детского сада № 52 г. Рыбинск Январь – Декабрь 1. Событие: Выставка детского.

Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника» «Влияние сказок на развитие личности дошкольника» Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский.

Влияние наказания на формирование личности ребенка В большинстве случаев наказание – не эффективный метод воспитания. Сюда входят все негативные реакции – физическое наказание, устный выговор.

Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушением речи Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушением речи. Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности»
Опубликовано: 4 октября 2015 в 20:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД