Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Кот Ворюга» в старшей группе

Влада
Конспект занятия по развитию речи «Кот Ворюга» в старшей группе

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Амелина Юлия Васильевна, Дорина Влада Александровна

участника: 1

Образовательные области: «речевое развитие»; «познавательное развитие»; «социально-коммуникативное развитие»; «художественно-эстетическое развитие»; «физическое развитие».

Тема занятия : чтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Кот-ворюга»

Возрастная группа :старшая

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Кот Ворюга“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель занятия : продолжение знакомства с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Кот-варюга» посредством организации выразительного чтения воспитателя и дидактической игры на смарт-доске

Задачи занятия :

1. Обучающая: учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ К. Паустовского «Кот-варюга», побуждать рассказывать о своем отношении к поступкам персонажей рассказа «Кот-варюга»

2. Развивающая : развивать интерес детей к рассказу К. Паустовского «Кот-варюга»; совершенствовать диалогическую форму речи в ходе беседы по содержанию рассказа К. Паустовского «Кот-варюга», поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

3. Воспитательная: продолжать воспитывать интерес к творчеству К. Паустовского

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача: учить детей играм на смарт – доске, соблюдать правила игры при составлении последовательности событий в рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Кот-варюга»

Игровая задача: 1) выбрать и расположить правильные картинки; 2) расставить картинки в правильном порядке идущих событий сказки

Словарная работа: подпалина, заливное из окуня, чулан, голенастый петух

Планируемый результат занятия : дети познакомились с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Кот-ворюга» и способны воспроизвести события в ней; дети могут поддержать беседу по содержанию рассказа К. Г. паустовского «Кот-варюга», дети приняли участие в игре «Восстанови последовательность» на смарт-доске

Подготовительная работа: беседа об авторе, первичное чтение рассказа «Кот-варюга» К. Паустовского, беседа по содержанию рассказа, рассматривание иллюстраций по прочитанному.

Материалы и оборудование: портер К. Паустовского, иллюстрации для беседы, «хрестоматия для старшей группы», закладка, дидактическая игра на Smart доске.

№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационно – мотивационный этап

игра-приветствие

художественное слово

беседа по рассказу

рассматривание портрета автора и беседа об авторе

рассматривание обложки рассказа

озвучивание аннотации произведения

беседа по рассказу

высказывание своего развернутого и аргументированного отношения к произведению Организовать детей, замотивировать на предстоящую деятельность -Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся знакомой нам игрой приветствием:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг.

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, я подготовила для вас стихотворение. Послушайте его, пожалуйста:

В нашем доме – суета —

Подобрали мы кота…

И теперь у нас живет

Чудо-юдо – рыжий кот.

Рыжий, рыжий, полосатый,

Как положено – усатый.

Спинка рыжая и носик,

И отменно-рыжий хвостик.

-Ребята, вы догадались о ком это стихотворение?

-Верно, ребята, это стихотворение про рыжего кота.

-Ребята, а в каких рассказах, которых мы с вами читали встречался рыжий кот?

-Совершенно верно, Рыжий кот встречался с рассказе «Кот-варюга»

-Давайте рассмотрим обложку рассказа Кто изображен на обложке? Верно, на обложке изображен рыжий кот.

-Вы запомнили, как звали кота? Правильно, кота звали Варюгой.

-Влада, как ты думаешь, почему кота прозвали именно «Варюгой»? Совершенно верно, Влада. Его прозвали так, потому что что он крал продукты.

-Ребята, а вы помните, кто автор этого рассказа? Правильно, ее написал Константин Паустовский.

-Давайте подойдем к доске и вспомним информацию об авторе и рассмотрим его портрет.

- Ребята, вы помните кто такой Константин Паустовский? Совершенно верно, Константи н Гео ргиевич Паусто вский — русский советский писатель.

-Вы помните, где родился писатель? Да, действительно, писатель родился в Москве.

-А какие сказки Константина Паустовского вы знаете? Вы правы, его произведения переведены на многие иностранные языки. Написал много сказок для детей: «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Квакша», «Заботливый цветок», «Жильцы старого дома», «Барсучий нос» и «Заячьи лапы».

-Ребята, а вы помните о чем рассказ «Кот-варюга»? Верно, в рассказе Константина Паустовского «Кот-варюга» рассказчик говорит о том, как он и его помощники долго не могли поймать рыжего кота. Этот зверь наносил непоправимый урон каждый день, герою истории, опустошая его чулан.

-А вы помните, какие продукты воровал рыжий кот? Правильно, он воровал рыбу, мясо, сметану и даже хлеб.

-А как ты думаешь, правильно ли поступал кот?

-Влада, ты согласна с Олей? Верно, кот воровал продукты, потому что он был бездомным и ему хотелось кушать.

-Почему кот воровал продукты? Верно, потому что он был голодным.

-А куда полез кот, когда украл со стола кусок ливерной колбасы? Да. Влада, ты права. Когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы он забрался на березу.

-Где спрятался кот, после того, как спрыгнул с березы? Совершенно верно, кот-варюга умчался под дом.

-Дети, а вы запомнили кому удалось достать кота-варюгу из под дома? Да, действительно, из соседней деревни был вызван бесстрашный и ловкий Ленька- сын деревенского сапожника.

-Влада, как Леньке удалось выманить кота, ты запомнила? Конечно же, Ленька привязал за хвост пойманную днем плотицу.

-Мне нравится этот рассказ тем, что он очень поучительный. Он учит принимать нестандартные решения, проявлять милосердие и показывает, как один поступок может в корне изменить жизнь многих людей вокруг. Поэтому, я хочу познакомить вас с этим произведением. Словестные методы:

использование художественного слова;

прослушивание стихотворения

беседа с детьми

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций рассказа

Словесные методы: беседа об авторе

Наглядные методы:

рассматривание портрета К. Паустовского

беседа по содержанию сказки

Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга

Дети слушают стихотворение

Отвечают на вопросы по содержанию сказки

Дети рассматривают портрет К. Паустовского и беседуют о нем

Дети рассматривают обложку рассказа

Дети слушают аннотацию рассказа

Отвечают на вопросы по прочитанному отрывку

Дети слушают отношение воспитателя к произведению Дети позитивно настроены на предстоящую деятельность

2. Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы

формулировка проблемного вопроса Активизировать познавательную активность детей -Вы хотите узнать, что же произошло с Котом-варюгой дальше? Отлично, как вы думаете, что для этого нужно сделать?

Тогда давайте дочитаем это произведение до конца. Присаживайтесь на свои места, спина касается спинки стула, ноги вместе, руки на коленях. Словесные методы: вопросы к детям

Прием: постановка проблемного вопроса Дети слушают вопрос воспитателя и предлагают свои варианты ответов

Дети садятся на свои места

Дети усвоили суть проблемного вопроса

2.2. Этап ознакомления с материалом

проведение словарной работы

чтение рассказа

беседа про прочитанному отрывку

проведение игры «Закончи предложение

выполнение физкультминутки «Кошка»

Познакомить детей с продолжением рассказа «Кот-варюга»; Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

Внимательно слушать выразительное чтение воспитателем рассказа -Ребята, в тексте нам встретятся незнакомые слова, прежде чем читать произведение хочу обратить внимание на них.

Как вы думаете, что такое «подпалина»? Подпалина- это пятно светлого цвета на шерсти животного. Пятно бывает белым желтым рыжим, светло-коричневым.

-А кто-нибудь знает что такое «заливное из окуня»? Верно, блюдо из мяса или рыбы.

-Ребята, во время прочтения нам встретится слово «чулан». Кто-нибудь знает, что такое «чулан»? Чулан - это помещение, в котором хранятся продукты или какие-то вещи.

Еще одно незнакомое слово, которое нам с вами встретиться – «Голенастый петух». Как вы, как выглядит «Голенастый петух»? Голенастый петух — это отряд птиц с длинными ногами и с длинным прямым клювом.

Теперь мы готовы продолжить чтение.

Константин Георгиевич Паустовский рассказ «Кот-варюга»

(читаю рассказ 3 минуты)

-Ребята, мы с вами дочитали рассказ К. Г. Паустовского «Кот-варюга» и теперь мы с вами можем ответить на вопрос: что в конце стало с Котом-Варюгой? Вы правы, его накормили и он остался жить с ребятами.

-Ребята, вы помните, как выглядел кот, когда его достали из-под дома? Правильно, это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

-Как вы думаете, правильно ли поступил рассказчик, предложив «выдрать» кота? Да ребята, я с вами полностью согласна, что рассказчик поступил неправильно, потому что кот воровал еду, потому что был голодный.

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

-Вы запомнили, что предложил Ленька сделать с котом? Давайте я вам напомню и прочитаю этот отрывок еще раз.

«— Не поможет, – сказал Ленька. – У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.»

-Правильно ли поступил Ленька? Я с вами полностью согласна, что Ленька поступил правильно, предложив накормить кота.

-Чем накормили ребята кота? Вы правы, ребята дали ему жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану

-Что сделал кот, когда поел и помылся, ты помнишь Влада? Верно, он начал тереться головой о пол.

-Как вы думаете, зачем он терся головой об пол? Действительно, у кота это обозначало веселье.

-Дети, вы запомнили какой поступок на следующий день сделал Кот-варюга? Верно, когда куры забрались на стол он подкрался к ним и прыгнул на стол, чтобы разогнать курей.

-Как вы думаете, хорошо ли поступил кот-варюга? Действительно, он поступил хорошо, прогнав кур со стола.

-Почему он так сделал? Действительно, сделал он это для того, чтобы отблагодарить ребят за то, что они его покормили.

-Какое прозвище дали коту после этого? Я вижу, что вы затрудняетесь ответить. Давайте я вам зачитаю еще раз эту часть рассказа.

«Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера

-Как вы думаете, почему его назвали именно так? Вы правы, его назвали «Милиционером», потому что он следил за порядком, чтобы куры не лазили на стол.

-Ребята, как вы думаете, почему кот перестал воровать? Я с вами полностью согласна, кот перестал воровать, потому что его кормили ребята.

Ребята давайте проверим как внимательно вы слушали и сыграем в игру «Закончи предложение».

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин:… (жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану)

После умывания он. (долго фыркал и терся головой о пол)

Увидев кота, они с писком. (и толкотней прятались под домом)

Кот ходил по дому и саду… (как хозяин и сторож)

Мы переименовали его из. (Ворюги в Милиционера.)

-Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы. Мы долго читали, поэтому давайте немного отдохнем.

Подходите ко мне, смотрите на меня и повторяйте за мной:

Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась. (Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз. (Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.)

-Отлично! Теперь после того, как мы отдохнули я предлагаю вам поиграть. Словесные методы:

проведение словарной работы,

чтение произведения

беседа по прочитанному

Игровой метод: проведение игры «Закончи предложение»

Дети знакомятся с незнакомыми словами

Дети слушают чтение рассказа

Дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа

Дети играют в игру «Закончи предложение»

Дети выполняют физкультминутку

Дети знакомы с незнакомыми словами и содержанием произведения, слушают внимательно, воспроизводят информацию

2.3. Этап практического решения проблемы

вспоминание правил поведения у умной доски

рассматривание

игрового поля

проведение игры

подведение итогов игры

проведение гимнастики для глаз Закрепить у детей знания прочитанного

Организовать физминутку -Я вижу, что вам очень понравился рассказ К. Паустовского «Кот-варюга». Давайте проверим, как хорошо вы запомнили этот рассказ. Я предлагаю вам вспомнить последовательность событий, а поможет нам в этом умная доска. Прежде чем притупить играть, давайте вспомним правила работы с ней.

-Влада, ты помнишь как нужно вести себя у умной доски? Верно, стоять нужно на расстоянии вытянутой руки; возле умной доски нельзя бегать; нельзя кричать и громко говорить. Молодец, Влада!

-Оля, какие правила еще не сказала Влада? Верно, возле умной доски нельзя шуметь и кричать; передвигать предметы можно только мягкой подушечкой указательного пальца или стилусом. Молодец, Оля!

Итак мы с вами поиграем в игру, которая называется «Восстанови последовательность».

Посмотрите, пожалуйста, на игровое поле: что вы на нем видите?

Влада, что ты видишь внизу игрового поля? Верно, в нижней части игрового поля изображены иллюстрации к произведению «кот-варюга», который мы только что прочитали.

Давайте рассмотрим, что изображено на этих иллюстрациях.

-Влада, что изображено на первой иллюстрации?

-Что изображено на второй иллюстрации?

-А что изображено на третей иллюстрации?

-Что изображено на четвертой иллюстрации?

-Ребята, а что изображено в верху игрового поля? Верно, в верху игрового поля изображена таблица.

-Ребята, сейчас вы должны будете расставить иллюстрации в таблицу в правильной последовательности.

-За каждое правильное выполненное задание вы будете получать фишку. Победит тот, у кого будет больше всего фишек.

(дети играют)

-Ребята, вы большие молодцы. Давайте посчитаем у кого сколько фишек.

-Влада, сколько к тебя фишек? Оля, а у тебя сколько фишек?

-Ребята, у кого фишек больше? Верно, больше фишек у Влады. Она победила.

-Оля, ты не расстраивайся, я уверена, что с следующий раз ты тоже обязательно победишь.

-Ребята, вы долго играли с умной доской и ваши глазки немного устали. Давайте поиграем с ними:

Рыжий кот у ворот

Притаился, мышку ждёт. (рисуют глазами круг)

Вправо-влево поглядел, (смотрят вправо, влево)

Никого не присмотрел.

Глянул вправо наш плутишка, (смотрят вправо)

Влево глазками повёл – (смотрят влево)

Не увидел котик мышки,

Юркнул в дом и сел под стол. (смотрят вниз)

Тут он шорох уловил,

Глазки кот закрыл-открыл: (открывают и закрывают глаза)

Рыжик мышку увидал

И тотчас её поймал! (моргают глазами) Словесные методы: вспоминание правил поведения у умной доски

Игровые методы: проведение игры на смарт доске Дети вспоминают правила поведения у умной доски

Дети рассматривают игровое поле, слушают правила игры

Дети считают фишки и определяют победителя

Дети выполняют гимнастику для глаз

Дети закрепили знания о содержании рассказа К. Паустовского «Кот-варюга»

3. Заключительный этап

проведение беседы проведение рефлексии -Молодцы, ребята, вы отлично сегодня постарались.

-Что вам больше всего понравилось? Что тебе понравилось Влада, Оля?

-А что вам сегодня было трудно выполнять?

-Как назывался рассказ, который мы с вами сегодня читали? Верно, рассказ назывался «Кот-варюга».

-О чем был этот рассказ? Да, в нем рассказчик говорит о том, как он и его помощники долго не могли поймать рыжего кота. Этот зверь наносил непоправимый урон каждый день, герою истории, опустошая его чулан.

-Вы запомнили, кто написал этот рассказ? Правильно, написал его Константин Георгиевич Паустовский.

-В какую игру мы сегодня с вами игрыли? Верно, сегодня мы играли в игру «….»

-Вы большие молодцы, мне очень понравилось с вами читать, а теперь можете поиграть самостоятельно. Словестные методы: беседа с детьми Дети отвечают на вопросы воспитателя Вспоминали чем занимались, закрепили знания о прочитанном

Рекомендации для родителей

Тема интегрированного занятия

Чтение рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Кот- ворюга»

Цель интегрированного занятия

Ознакомление с рассказом К. Г. Паустовского «Кот- ворюга» посредством организации чтения воспитателя и дидактической игры

Задачи для родителей по теме интегрированного занятия 1. Закрепить знания детей о содержании рассказа К. Г. Паустовского «Кот- ворюга» прослушиванием аудиосказки

2. Провести беседу после прослушивания аудиосказки по мотивам рассказа Паустовского «Кот -ворюга»

3. Создать главного героя с помощью пластилина в технике лепки, «Кота- ворюгу»

Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия дома

1. Прослушивание аудио книги по рассказу Константина Паустовского «Кот- ворюга»

2. Беседа по содержанию рассказа:

Кто является автором рассказа?

Как называется рассказ?

Кто главные герои в рассказе?

Как прозвали кота?

Почему кот воровал еду?

Куда забрался кот, когда стащил со стола кусок ливерной колбасы?

Куда спрятался кот после того как спрыгнул с дерева?

Кто достал кота из под дома?

Что сделали с котом, после того, как его поймали?

Какой добрый посупок совершил кот?

Как прозвали кота в конце?

3. Изготовление кота из пластилина

Продукты, которые могут продемонстрировать в группе ДОО по теме интегрированного занятия

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи «Следопыты» в старшей группе Программное содержание: Образовательные: - расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений; - продолжать учить разгадывать.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень наступила» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила» (с применением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Кот Ворюга» в старшей группе
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 16:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД