МААМ-картинки

Виды музыкальных занятий

Вера Демина
Виды музыкальных занятий
▼ Скачать

Музыкальные занятия – главная форма музыкального обучения в детском саду.

Музыкальные занятия делятся на : индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от количества участвующих в них детей.

Индивидуальные и занятия по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно.

Публикация «Виды музыкальных занятий» размещена в разделах

Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться. Для этого в репертуаре широко используют-

ся народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композито

ров (песни, игры, пляски). Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.

Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Часто она скрыта в личностных качествах ребенка – излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и дети, опережающие в развитии своих сверстников.

Музыкально одаренных детей объединяют в подгруппы, готовят с ними коллективные номера (танцы, ансамбли, чтобы показать их потом остальным детям и гостям на праздничном утреннике.

Индивидуальные и подгрупповые занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах, так как педагог в это время должен находиться рядом с ребенком, чтобы обучить его приемам игры и проконтролировать результат.

Когда дети овладеют первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, в оркестре.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. По содержанию они делятся на типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие – это занятие, которое включает в себя все виды музыкальной деятельности дошкольников: восприятие (раздел занятия, Слушание музыки” и восприятие произведений по ходу занятия); исполнительство

(пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах); творчество (песенное, танцевальное, игровое, музицирование на инструментах); музыкально-образовательный вид деятельности (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) сложно, а зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Типовые фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но это не значит, что ее нельзя менять, варьировать. Любое однообразие притупляет интерес детей, в том числе одно и то же построение занятия.

Уже вход детей на занятие может быть различным – четкий маршевый шаг или легкий бег, движение змейкой друг за другом или движение в разных направлениях и т. д. (в зависимости от характера музыки) Важно, чтобы дети уже с этого момента прислушивались к музыке, согласовывали свои движения с ее характером.

Далее обычно следует приветствие, которое помогает активизировать внимание детей, поднимает настроение, развивает умение бережно относиться к другим детям.

Приветствие может быть разным, включать в себя элементы пальчиковой гимнастики, ритмопластики, сочетать в себе пение с движением, движение в парах и др. моменты.

Далее идет разучивание какого-либо упражнения или нового танцевального движения. В этом разделе ставятся задачи по развитию двигательной активности детей, чувства ритма, активизации музыкального восприятия, слухового внимания.

После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: ,Слушание музыки”, ,Пение”, ,Игра на музыкальных инструментах”, включая творческие задания, пальчиковые игры, беседу о содержании музыки, композиторе и т. д.

Завершается занятие подвижной игрой или танцем.

Доминантное музыкальное занятие – это занятие, на котором преобладает один вид музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др.) В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но все они будут направлены на совершенствование доминирующей музыкальной способности. Например, для развития чувства ритма педагог использует не только музыкально- ритмические движения, но и другие виды деятельности детей (певческие упражнения, музыкально-дидактические игры, воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах, которые тоже развивают эту способность. Часто этот вид музыкальных занятий используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Тематическое музыкальное занятие – это занятие, на котором выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности.

Выделяют три разновидности этих занятий : собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные – в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.

На собственно тематическом занятии – тема может быть взята из жизни и связана с музыкой. Например: ,Краски осени”, ,Зимние забавы”, ,Любимые игрушки мальчиков и девочек”, ,Наши маленькие друзья”, ,Кто живет в лесу” и др.

На таком занятии педагог обсуждает с детьми темы, взятые из жизни, близкие детям. Звучит музыка, песни, раскрывающие тему занятия. Произведения звучат на фортепиано и в грамзаписи. На таком занятии главное – с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Собственно-тематические занятия проводятся в свободной форме и часто используются вместо праздничных утренников. Дети танцуют свои любимые танцы, играют в игры, поют. Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное праздничное мероприятие.

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой и позволяет наиболее полно дать детям представление о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: ,Народные музыкальные инструменты”, ,Тембр в музыке”, .,Оркестр”, ,Темп в музыке и его выразительное значение”и др.

Сюжетное музыкальное занятие – не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия выполняют творческие задания. Сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству. ,Утро”, ,В пещере горного короля” Э. Грига, ,Море” Римского- Корсакого, ,Марш Черномора” М. Глинки и другие)

Комплексное музыкальное занятие – это музыкальное занятие, которое основывается на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Цель комплексного занятия - объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства, об особенностях их выразительных средств, о взаимосвязи искусств.

Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: ,Музыка дождя” (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись); ,Зима”, ,Приметы осени” (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: пейзажи зимы, осени)

Интегрированное музыкальное занятие – характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой; музыкальной и познавательной и др.

Для проведения интегрированных занятий часто используются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры таких занятий : ,Музыка природы” - обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира, изучение инструментов из природных материалов: камешки, орехи, песок, семена, кусочки дерева и т. д. ; прослушивание грамзаписей с,голосами” природы: пение птиц, шум ручья, шум дождя и др. и соотнесение их с инструментальными мелодиями. Еще один пример интегрированного занятия,Музыкальная математика” – на котором параллельно могут развиваться музыкальные и математические способности: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счет, музыкально-двигательные игры на изучение цифр и фигур и др.

Креативное музыкальное занятие – новый современный вид музыкального занятия, построенного в нетрадиционной форме: квест, спектакль-импровизация. В такое занятие включают необычные виды творчества : пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и др. Примеры креативных занятий : ,Музыка и театр” – знакомство с театром теней как уникальным видом искусства; ,О чем поет песок” – занятие включает творческую часть по рисованию песком под музыку.

Использованная литература:

1. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.

Ростов-на-Дону. Феникс, 2008 г.

2. М. А. Давыдова. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы.

М: ВАКО, 2006 г.

3. М. А. Давыдова Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагментов опер и балетов, музыкальные аутотренинги.

М: ВАКО, 2006 Г.

4. И. Л. Дзержинская Музыкальное воспитание младших дошкольников.

М: Просвещение. 2006 г.

Публикации по теме:

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Фотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУФотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУ *** 18 ноября 2020 г. в нашем детском саду прошли музыкальные досуги, посвященные "Дню музыкальных игрушек и музыкальных игр’’. К малышам.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь, 1–2 неделя Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь, 1-2 неделяИюнь, 1-я неделя Тема: Неделя России Цель: Знакомство с русской.

Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь 3–4 неделя .

Планы музыкальных занятий во второй младшей группе на июньПланы музыкальных занятий во второй младшей группе на июнь Планы музыкальных занятий во второй младшей группе на июнь 2-я младшая группа Июнь 1-я неделя Тема: Край, в котором ты живёшь Цель: Воспитание.

Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани»Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Виды театровВиды театров Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды музыкальных занятий
Опубликовано: 25 января 2021 в 17:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды музыкальных занятий» (включая файлы) размещена пользователем Вера Демина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки. 

13 ноября. Всемирный день доброты и вежливости

Официальный праздник доброты на нашей планете празднуется 13 ноября,  его отмечают жители всех континентов в 28 странах.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД