Получи документы

Упражнения по формированию фонетических умений

Баданина
Упражнения по формированию фонетических умений

1. Соотнесение слова и схемы (выбор того и другого из предложенных вариантов) с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных и т. п. Например, транскрипция для слова дуб выглядит вот так [дуп].

2. Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел-спел, рот – крот, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель и др. ; замк – змок,

Публикация «Упражнения по формированию фонетических умений» размещена в разделах

К названным видам фонетических заданий добавим еще одно, очень важное, так как на его базе в дальнейшем будут строиться упражнения, развивающие у детей не только фонетический слух, но и основанные на нем графические и орфографические умения.

Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели. Чтобы облегчить ученикам работу, помогаем им разложить выполняемое умственное действие на составляющие его операции.

Упражнение выполняется так :

Вы орфоэпически читаете, например, знакомую детям стихотворную строчку: Наша Таня громко плачет.

1. Учащиеся также орфоэпически, вслух повторяют ее, чтобы запомнить.

2. Диктуют себе (снова орфоэпически) и «записывают» предложение схематически (черточками, обозначая его начало и конец, отделяя каждое слово, показывая, если надо, большие буквы в других словах.

3. Диктуют себе еще раз, теперь по слогам, и чертят слоговые дуги над черточками-словами. (Детям может быть удобнее чертить дуги ниже, под черточками, но тогда две модели будут восприниматься изолированно друг от друга.)

4. Наблюдают за чередованием ударных и безударных слогов, указывают ударение.

5. «Читают» по схеме, проверяя, все ли верно обозначено.

Следующим действием в алгоритме фонетического разбора будет деление слова на слоги.

При делении слова на слоги правильнее ориентироваться на понимание слога как естественной произносительной единицы, т. е. звук или группа звуков, произнесенных одним толчком выдыхаемого воздуха.

При переносе слов правильнее ориентироваться на такое слогоделение, но допустимы и разные варианты (ку-сты, кус-ты – первый вариант переноса отражает структуру слога, а другой вариант – членение на части, удобные для чтения).

Конечно, данное заключение не распространяется на слова типа «открыл», где правильный единственный вариант – деление на слоги без отрыва одной буквы от корня.

Деление слов на слоги черточками не применяется, т. к. черточки затрудняют восприятие ребенком целостности слова. В необходимых случаях слоги обозначают подчеркиванием их дугами под словом.

Также в данном комплекте, кроме традиционно изучаемых правил, уделяется большое внимание пропедевтическому освоению орфограмм.

При грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте можно выделить следующие направления:

1. Четко разграничиваются представления о звуке и букве. Дети усваивают их классификацию: гласные (ударные и безударные, согласные (твердые – мягкие, звонкие - глухие); учатся соотносить звук и букву сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения со звуком (слабые позиции гласных и согласных).

2. Практически знакомятся с лингвистическими понятиями: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение».

3. Наблюдают над словами, которые в дальнейшем на уроках русского языка создадут основу для изучения различного грамматического материала:

а) сосна – сосны (изменение по числам);

б) искала – искал (форма рода);

в) рос – вырос (видовые формы);

г) пилил – пилит (временные формы);

д) ехал – отъехал, осень - осенний (состав слова, родственные слова).

Центральным местом является формирование у учащихся орфографической зоркости, т. е. умение обнаруживать «ошибкоопасные» места.

Не замечая такие места, учащиеся, даже зная те или иные орфографические правила, не прибегают к ним в процессе письма. Поэтому основа орфографической зоркости должна быть сформирована до начала изучения основных орфографических правил, т. е. в первом классе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

В гостях у «фонетических» загадокВ гостях у «фонетических» загадок Со ЗВУКАМИ РЕЧИ Будет Наша Встреча! Вы СОГЛАСНЫ? Они тоже! – Ведь они СОГЛАСНЫЕ…даже также названы! Почему? Всем напомним Мы сейчас:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Упражнения по формированию фонетических умений
Опубликовано: 17 мая 2020 в 16:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД