Получи документы

Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки

Елена Мамедова
Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки
▼ Скачать + Заказать документы

Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки

учитель-логопед Гребенчук Татьяна Викторовна,

воспитатель Мамедова Елена Викторовна,

воспитатель Ковалева Лиана Андреевна

История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знаком — условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова — слог?

Публикация «Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки» размещена в разделах

Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было записать любое слово, мысль, рассказ. Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: "аз", "буки", чтобы получилась "азбука"— название всех букв вместе, расставленных по порядку. В сущности, слово "азбука" можно считать "переводом" слова "алфавит", которое произошло от первых двух букв греческой азбуки — альфы и беты. Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда данным. Каждый народ приспосабливал ее к твоему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Одни приходилось изобретать, от других — отказываться либо переделывать их. Постепенно буквы меняли и свой внешний облик. Они ложились на бок, поворачивались справа налево и слева направо, даже вставали на голову.

Непростой путь проделали все наши буквы. О каждой из них можно рассказать целую историю. Сначала было только 22 буквы, и все — согласные, ими удавалось записать всю человеческую речь. Но когда буквы попали к грекам, они придумали и ввели гласные. Этот греческий алфавит и стал основой всей европейской письменности. Сейчас во всем мире десять алфавитов, и служат они сотням языков.

Русский алфавит произошел от славянского, созданного в 863 г. двумя учеными монахами — братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию — научить местных славян богослужению на их родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки — глаголица (от слова "глагол"— по-старославянски "слово") и кириллица. Глаголица довольно скоро вышла из употребления, а от кириллицы произошли русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский и многие другие алфавиты. В кириллице — 43 буквы. С течением времени некоторые из них оказались лишними, потому что исчезли обозначаемые ими звуки, а кое-какие были лишними с самого начала. К 20-му в. лишних букв сохранилось только четыре: i (или и с точкой, фита, ижица и ять. И только в 1918 г., после Октябрьской революции, была осуществлена коренная реформа русского алфавита. После исключения 12 лишних букв кириллицы их должно было остаться в русском алфавите 31. А оказалось 33. Откуда же взялись еще две? Их придумали в 18-м в. для звуков, не существовавших в старославянском: и — в 1735 г., а ё—в 1797 г. Букву ё впервые использовал писатель Н. М. Карамзин, автор "Истории государства Российского". Этих 33 букв нам сейчас вполне хватает.

Русская азбука — совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения «один звук — одна буква».

В азбуке есть еще и содержание, даже, целое послание из глубины веков, которое мы, если немного постараемся, сможем прочитать буквально.

Для начала вспомним знакомую с детства фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — отличный алгоритм для запоминания последовательности цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Это — т. н. акрофонический способ: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета. Слова читаются не по алфавитным названиям букв, а как обычное слово).

Таким образом, праславянская азбука представляет собой Послание — совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие (т. е. букву).

А теперь — ВНИМАНИЕ! Рассмотрим три первые буквы азбуки — азъ, буки, веди. Азъ — «я». Буки (букы)«буквы, письмена». Веди (веде)«познал», совершенное прошедшее время от «ведити» — знать, ведать.

Объединяя акрофонические названия первых трех букв азбуки, получаем следующее:

«азъ буки веде»«я знаю буквы».

Объединяются во фразы и все последующие буквы азбуки :

Глаголъ — «слово», причем не только изреченное, но и написанное.

Добро — «достояние, нажитое богатство».

Есть (есте) — третье лицо единственного числа от глагола «быть».

Читаем: «глаголъ добро есте»«слово — это достояние».

Живите — повелительное наклонение, множественное число от «жить»«жить в труде, а не прозябать».

Зело — «усердно, со рвением» (ср. англ. zeal — упорный, ревностный, jealous — ревнивый, а также библейское имя Зелот — «ревнитель»). Земля — «планета Земля и ее обитатели, земляне».

И — союз «и».

Иже — «те, которые, они же».

Како — «как», «подобно».

Люди — «существа разумные».

Читаем: «живите зело, земля, и иже како люди»«живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям». Мыслите — повелительное наклонение, множественное число от «мыслить, постигать разумом».

Нашъ — «наш» в обычном значении.

Онъ — «оный» в значении «единственный, единый».

Покои (покой) — «основа (мироздания)». Ср. «покоиться»«основываться на чем-либо».

Читаем: «мыслите нашъонъ покои»«постигайте наше мироздание».

Рцы (рци)повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух».

Ср. «речь». Слово — «передающее знание».

Твердо — «уверенно, убежденно».

Читаем: «рцы слово твердо»«неси знание убежденно».

Укъ — основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.

Фертъ, ф (ъ)ретъ — «оплодотворяет».

Цы (ци, цти)«точи, проникай, вникай, дерзай».

Червь (черве)«тот, кто точит, проникает».

Ш (т)а (Ш, Щ)«что» в значении «чтобы».

Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к «э».

Вариант «ь» возник позднее из «iъ» (именно так письменно отображалась вплоть до XX в. буква «ять»).

Юсъ (юс малый)«свет», старорусское «яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».

Ять (яти)«постичь, иметь».

«Цы, черве, штаЪраюсъ яти!»

Расшифровывается как «Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!».

Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание :

«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте.

Живите зело, земля, и, иже како люди,

мыслите нашъонъ покои.

Рцы слово твердо — укъфъретъ.

Цы, черве, штаЪраюсъ яти!»

(Я знаю буквы, слово добро, достояние

Живите трудясь усердно земляне,

Мыслите убежденно,

Говорите слово твердо,

Кто проникает, постигает и имеет.)

И если придать этому посланию современное звучание, получится примерно так:

Я знаю буквы. Письмо — это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям.

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно: Знание — дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

Врачи и учителя считают, что лучше осваивают буквы, дети после 3-х лет. С этого возраста у детей в норме повышена любознательность и способность к обучению.

Для детей с ТНР характерна несформированность фонетико-фонематических процессов, оптического восприятия, пространственных отношений, памяти, внимания, мышления, операций звукового анализа и синтеза. При обучении детей чтению это становится причиной более длительного периода усвоения букв, их смешивания, поэтому со многими приходится многократно повторять буквы.

Все эти трудности могут вызвать негативную реакцию на процесс чтения, пропадает интерес и желание учиться. Поэтому чтобы этого не случилось, в коррекционно-логопедической работе по обучению грамоте детей необходимо использовать методы и приемы которые создадут мотивацию для обучения чтению и сделают его занимательным.

При изучении с детьми новой буквы нам нужно чтобы дети наиболее хорошо запомнили ее образ. И тут на помощь приходит метод ассоциаций. Ассоциации – хороши тем, что ребенок быстро их запоминает и не приходится повторять ему букву много раз, чтобы он хорошо запомнил. Картинка ассоциация, подобранная к букве, по своей форме очень похожа на букву. Так в процессе знакомства с буквой формируется стойкий образ-ассоциация, который обязательно всплывет в памяти ребенка в нужный момент. Возникновение ярких ассоциативных связей позволяет увеличить скорость и объем памяти.

Проверено! Изучение алфавита с помощью ассоциаций эффективно! Рифмованные строки, подкрепленные зрительным, тактильным, слуховым анализатором улучшают запоминание в несколько раз лучше. Стихи не утомляют и откладываются в подсознании, повышают общий уровень обучаемости ребенка.

Давно задумывались о создании азбуки - ассоциаций в одном стиле. Чтобы после знакомства с буквой, ее можно было разместить в группе по мере изучения, чтобы она была на глазах у детей. На доске, стене, где угодно, лишь бы ребенок часто видел букву и у него был сформирован более четкий образ.

За годы работы сложились свои убеждения насчет наиболее удачных букв ассоциаций, но идея нарисовать и сделать такую азбуку оказалась утопией. В руки попала готовая азбука, но не подкрепленная стихами. Мы подобрали наиболее удачные рифмованные строки к каждой букве-картинке, некоторые стихи написали сами, и вот получилась такая версия азбуки, которую решили представить вам. Понимаем, что ничего нового не изобрели, но такие замечательные картинки подкрепленные стихами помогут в нашей работе. Главное что ничего придумывать не надо, азбука букв-ассоциаций красива, эстетична и доступна.

Игра - любимое занятие ребенка. Он всегда будет согласен играть и получать массу приятных удовольствий. А изучение букв в игровой форме будет неназойливым и непринужденным.

С принятием ФГОС впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования. И цель детского сада эмоционально, коммуникативно, физически и психически развивать ребенка. Сформировать способности и желание учиться. Изучение алфавита методом ассоциаций полностью отвечает условиям программы.

Знают дети букву А,

В арке спряталась она.

Буква З как змея…

Извивается она.

Буква Б – бегемотик,

У него большой животик.

В И - игрушки назови,

Из трех палочек сложи!

Из веревки В сложили,

И концы соединили.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Г похожа на гуся,

Изогнулась буква вся.

Кот по комнате ходил,

Букву К изобразил.

Д напоминает дом,

Дом, в котором мы живём.

Лисёнок к лапке хвост прижал,

Букву Л нам показал.

Е как веточка от ели,

А на ели – свиристели.

Буква М на мост похожа,

Он сломался, ну и что же.

Е и Ё у мамы дочки,

Но у Ё еще две точки.

Полосатые носочки

Сушим мы на Н для дочки.

Эта буква широка,

И похожа на жука!

О как обруч, захочу

По дороге покачу.

Палки ровно напилили,

Букву П из них сложили.

У - улитка на дорожке,

Ползёт выпрямивши рожки.

Научились мы рычать,

РОЗА можем мы сказать.

Ф как филина глаза,

Ф забыть никак нельзя.

Съела мышка сыр внутри,

Букву С запомни ты!

В букве Х мы видим хлеб.

Свежий, вкусный на обед.

Такса лапочки прижала,

Букву Т нам показала.

Ц - сложили из цепи,

Букву Ц запомни ты.

Ч похожа на четыре,

Это знает каждый в мире.

А бедняжка буква Ы,

Бродит с палочкой, увы.

Ш из шарфика сложили,

Букву Ш мы утеплили

Мягкий знак как мягкий стул,

Сел в него, да и уснул.

Щетка Щ поможет нам,

Чистить вещи по утрам.

Мы сложили твёрдый знак,

Из кирпичиков, вот так.

Э - тянула язычок,

Порвала себе бочок.

Эту букву я люблю,

Ю - по юбке узнаю.

Руку в бок, вперёд нога –

Вот какая буква Я.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД учителя-логопеда и психолога «Путешествие на необитаемый остров с помощью звука и буквы О» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12» Конспект интегрированной непосредственно образовательной.

Использование «Азбуки в стихах» в логопедической практике В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами - С. Маршаком, С. Михалковым, Б. Заходером, В. Берестовым и многими.

Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе «В поисках азбуки» Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе «В поисках азбуки»Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте. Задачи:.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «В поисках Азбуки» Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) "В поисках Азбуки" в подготовительной группе. Цель: Закрепить усвоенные.

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать» Учим буквы учимся читать Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация.

Консультация для родителей «Учим буквы» Консультация для родителей: Учим буквы. Небольшая помощь изучение букв – важный этап для развития речи ребенка. С их помощью ребёнок научится.

Квест-игра «В поисках потерянной азбуки» Квест-игра для детей подготовительной группы №9 «В поисках АЗБУКИ» Воспитатель Чиркова Надежда Петровна Цель: Организация содержательного.

Проект «Буквоград» — создание собственной азбуки (1–3 класс)Проект «Буквоград» — создание собственной азбуки (1–3 класс) МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВВЕДЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. о. Звенигород Проект «Буквоград».

Сценарий развлечения по ПДД «Путешествие в страну Дорожной Азбуки» «Путешествие в страну Дорожной Азбуки» Цель: 1. Уточнить и закрепить знания детьми правил дорожного движения; 2. Учить различать элементы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 13:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мамедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД