МААМ-картинки

Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников

Мария Благова
Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников

Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта либо субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Продуктом любой проектировочной деятельности логично считать сконструированный проект ее объекта, в данном случае – проект образовательной среды.

Публикация «Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников» размещена в разделах

Назначение педагогического проекта – изменение педагогической практики, в этом смысле проектная деятельность в образовании – это сознательное конструирование и внедрение в жизнь педагогических новшеств, инноваций.

Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.).

Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка педагогической практики как результат реализации проекта. Г. П. Щедровицкий выделил два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании : а) средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни, б) преобразование среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями.

В рамках первой из упомянутых стратегий педагогический процесс модернизируется под конкретный социальный или государственный заказ, реализуется запрос соответствующих государственных структур или Гуманитарные науки. Педагогика и психология 136 социальных групп. В рамках второй стратегии проектирования субъектом проектной деятельности становится круг лиц, заинтересованный в появлении новых видов образовательной деятельности (учащиеся, их родители и учителя, в данном случае проект представляет собой творческую инициативу участников образовательного процесса.

Педагогическое проектирование является осознанным и целенаправленным процессом построения модели развития образования, а педагогические инновации – продукт реализации предложенной идеальной модели.

Инновации – это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования. Таким образом, исследователи понимают под педагогической инновацией качественное или количественное изменение педагогической системы, направленное на совершенствование существующей педагогической практики.

Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Начало разработке научно-методических основ технологичного проектирования в отечественной дидактике положил В. П. Беспалько.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у логопеда совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов : педагогических систем, процессов и ситуаций.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.

При проектировании развивающей предметной среды для детей должны учитываться следующие стимульные факторы:

1) среда должна формироваться адекватными возрасту средствами с некоторым превышением степени их сложности по отношению к функциональным возможностям ребенка;

2) динамизм, изменчивость, неоднородность окружающей среды, т. е. это игровая среда, полностью подвластная возможностям ребенка, при этом она должна захватывать внимание неожиданными изменениями в ней;

3) новизна – вызывает познавательный интерес, ведет к развитию психических процессов у ребенка (внимание, восприятие, память, мышление, воображение);

4) форма и цвет – передают выразительность, позволяют посредством сопоставления объектов и событий приобрести новые знания.

Публикации по теме:

Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста Введение Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Владение богатством русского литературного.

Короткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей группе сроком на одну неделю с 10.09.2018 по 14.09. 2018 год. Коротко-срочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей.

Основы безопасной жизнедеятельности у дошкольников «Азбука безопасности» В нашем дружном садике прошло замечательное развлечение для деток - «Азбука безопасности». Праздник проходил в тёплой.

Консультация «Основы экологического воспитания дошкольников» Одной из не мало важных проблем сегодня является отношение человека к природе. Безрассудное природопользование влечет за собой деградацию.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Презентация «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников» Трудовое воспитание начинается с раннего возраста, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни воспитанников Цель: применение здоровье сберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: -обучить детей методам.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой.

Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха Теоретическая основа своеобразия общего и речевого развития детей с нарушениями слуха. Для того, чтобы знать закономерности, процесс (преподавание,.

Творческий отчет «Об использовании технологии проектирования в обучении дошкольников» Творческий отчет по теме: «Об использовании технологии проектирования в обучении дошкольников» Сегодня государством поставлена новая задача,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников
Опубликовано: 23 января 2019 в 12:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД