Татьяна Замятина
Тематический авторский проект «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторский тематический инновационный проект: «Золотая осень»
Разработка и реализация инновационного проекта
В наше время содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность,бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Затрагивая эту актуальную тему был разработан инновационный проект, реализован в рамках МБДОУ.
Публикация «Тематический авторский проект „Золотая осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Тематический проект: «Золотая осень».
(подготовительная группа) Цель проекта:развивать у детей интерес к активному познанию действительности с помощью инновационных технологий, потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и инициативности в воплощении художественного замысла,любознательности.
Тип проекта: творческий, тематический, групповой, в рамках МБДОУ.
Участники проекта: воспитатели Замятина Татьяна Николаевна, Кириленко Ольга Витальевна, дети, родители.
Актуальность проекта:
Начиная проект, я ставлю перед собой задачу, которая состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, постоянных изменениях в природе и её развитии, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, её рациональном использовании и охране. Параллельно с этим, проект помогает сформировать у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью приумножать красоту окружающего; побуждает задумываться над взаимоотношениями людей и природы. Кроме этого, повышает экологическую компетентность родителей, формирует детско-родительские отношения в духе общности и причастности к решению серьёзных экологических проблем.
Цель:Способствовать укреплению познавательного интереса, повышать экологическое сознание детей.
Задачи :
обогащение личного положительного опыта детей
расширять представления детей об окружающем мире с помощью художественной литературы,музыки,песен
способствовать укреплению познавательного интереса используя психологические тренинги, занятия, дидактические игры, беседы и пр.
развивать стремление к самостоятельной активности, познанию и размышлению
развивать любознательность
развивать умственные способности и речь детей
воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к ней
способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками дошкольного учреждения.
Разработка проекта:
Экскурсии по экологической тропе на территории детского сада, в парк и на аллею.
Подбор иллюстрационного материала, художественных произведений,музыкальных произведений для прослушивания и восприятия,а также для дальнейшего изображения услышанного в изо деятельности и художественно-творческой деятельности детей.
Знакомство с устным народным творчеством:пословицами, поговорками, приметами о природе,природных явлениях и труде осенью.
Викторины для детей.
Фото сессия: «Так мы отдыхаем и трудимся осенью».
Психолого-экологический тренинг «Человек из коры».
Разработка занятий по познанию, изо деятельности,аппликации, лепки,сценария праздника «Осеняя ярмарка».
Подготовка материала для консультаций, папки-передвижки «Сделайте вместе с детьми», «По дороге домой» для родителей.
Подбор материала в родительский уголок «Рецепты моей бабушки о здоровой и полезной пище из овощей и фруктов», «Научите ребенка любить природу».
Создание видеоклипов-презентаций детских работ выполненных совместно детьми, родителями и воспитателями.
Выставка детских работ «Осенний наряд нашей матушки-Земли»
(аппликация, размазывание пластилина).
Мастер-класс для педагогов и родителей-проведение праздника
«Осенняя ярмарка».
Мастер-класс для родителей-проведение открытого занятия «Прогулка в осенний лес».
Реализация проекта:
дети,воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Сентябрь.
Познания. Занятия.
1. «Дары осени в саду».
2. Экскурсия в парк.
3. «Перелётные птицы».
4. Мастер-класс «Прогулка в осенний лес».
Рисование. Занятия.
1. Натюрморт «Фрукты».
2. «Осенняя аллея». (оттиск листа)
3. «Город осенью».
4. «Золотая осень в лесу».
Аппликация. Занятия.
1. Натюрморт «Фрукты».
2. «Осенний ковёр».
3. «Ваза с осенней веткой и цветами». (с натуры)
4. «Осень золотая».
Лепка. Занятия.
1. «Осеннее дерево». (скульптура)
2. «Осеннее дерево». (размазывание пластилина)
3. «Ваза с фруктами».
4. «Осеннее настроение». (по замыслу)
Октябрь.
Познание. Занятия.
1. «Дары осени в огороде».
2. Экскурсия по экологической тропе дошкольного учреждения.
3. «Дикие животные готовятся к зиме».
4. Викторина «Когда это бывает».
Рисование. Занятия.
1. Натюрморт «Овощи».
2. «Дерево под дождём и ветром». (техника размывания капель)
3. «Осенняя веточка». (пальчиковая живопись)
4. «Осенний пейзаж». (по мокрому)
5. «Ветка калины в вазе». (с натуры)
Аппликация. Занятия.
1. «Краски осени». (хохломская роспись)
2. Изготовление лото «Овощи для малышей».
3. «Ветка калины».
4. «Блюдо с овощами».
5. «Осеннее дерево». (обрывание)
Лепка. Занятия.
1. «Осенний лист». (размазывание)
2. Д/и «Что разное и что одинаковое».
3. «Тарелка с овощами».
4. «Ветка калины». (барельеф)
5. «Цветы в вазе».
Ноябрь.
Познания. Занятия.
1. «Дары осени».
2. «Труд людей осенью».
3. Мастер-класс «Осенняя ярмарка». (праздник)
Рисование. Занятия.
1. «Грибы». (ладошкой)
2. «Ветка калины». (с натуры)
3. «Золотая осень». (по картине Левитана И.)
Аппликация. Занятия.
1. «Корзина с грибами».
2. «Перелётные птицы»
Художественная литература.
Стихи:
Бельмонт К. «Осень», Бунин И. «Листопад», Капустина Ю. «Осень», Лесовская М. «Золотой дождь», Шибицкая А. «Листики».
Чтение литературных произведений:
Сказки. Даль В., «Война грибов с ягодами», Ушинский К., «Спор деревьев», Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
Повести и рассказы:
Паустовский К. «Кот-ворюга», Зощенко М. «Рассказы о Лёле и Миньке», Зотов В. «Лесная мозаика» (о грибах)
Рассматривание картин:
Бродская И. «Упавшие листья», «Осенний туман», Васильев Ф. «Перед дождём».
Альбом «Животные наших лесов», эстампы пейзажного характера, плакаты об охране природы и животных.
Слушание музыкальных проведений с использованием ИКТ.
Чайковский П. И. Сентябрь «Охота».
Октябрь «Осенняя песня».
Ноябрь «На тройке».
Песни: «Осень в городе» (муз. и сл. Курячий Е.) , «Наступила осень» (муз. Осипова О., «За окошком снова непогодица» (муз. Болдырева Е., «Осенний хоровод» (Курячий Е.).
Использование музыкальных проведений в художественно-творческой деятельности детей.
Опыты с детьми:
1. Растворяющиеся камни.
2. Земля после дождя.
3. Почему летом листья зелёные, а осенью желтые и красные?
4. Почему осенью листья с деревьев так легко падают?
5. Установление способности растения к поиску света.
Дидактические игры:
«Когда это бывает?».
«Сложи картинку».
«Такой листик беги ко мне».
«С чем нельзя в лес ходить?».
«Наряды матушки-Земли».
«Дерево-лист».
«Осенние слова».
«Краски осени».
«Воздух,земля, вода».
«Такая разная земля».
Народные приметы, пословицы осени.
Сентябрь без плодов не бывает.
В сентябре прохладно, да сытно.
С сентября лист на дереве не держится.
Не от добра дерево лист роняет.
Сентябрь-золотой месяц грибников.
Ноябрь- сумерки года.
Ноябрь осень замыкает.
Осень студит воду.
Старые деревья молодые охраняют.
Срубили кусты-прощайте птицы.
Октябрь -грязник.
Осенью птицы летят низко-к холодной, высоко к тёплой зиме.
Если в октябре лист с берёзы и дуба опадёт нечисто-жди суровой зимы.
Если листопад пройдёт скоро,надо ожидать крутой зимы.
Поздний листопад-к суровой зиме.
Осенью паутина-на ясную погоду.
В ноябре зима с осенью борется.
Какова погода в ноябре,таков и май.
Психолого-экологический тренинг «Человек из коры».
Викторины:
«Загадки об осени».
«Что? Где? Когда?».
Художественно-творческая деятельность детей:
Изготовление поделок из природного материала собранного в осеннем парке.
Изготовление рамок из ракушек и бечёвки для оформления группового помещения.
Изготовление видеоклипов изо деятельности детей через восприятие музыки.
«День любования осенней листвой», составление композиций из листьев.
Выставки:
Работ из природного материала.
Работ из пластилина «Дерево». (размазывание)
Конкурс работ «Осенний наряд матушки-Земли».
Оформление фото стенда «Так мы отдыхаем и трудимся осенью».
Работа с родителями.
Родительский уголок:
«Научите ребёнка любить природу». (правила поведения в лесу).
«По дороге домой». (советы родителям о совместном наблюдении за явлениями живой и неживой природы).
Папки-передвижки:
«Сделаем вместе». (поделки из природного материала).
«Рецепты моей бабушки». (здоровая и полезная детская пища из овощей)
Практикум для родителей «Изготовление поделок из природного материала».
Анкетирование родителей.
Организация совместной трудовой деятельности родителей и детей на территории дошкольного учреждения.
Совместная вечерняя деятельность детей и родителей, проведение праздника.
Результаты проекта:
По окончании проекта была проведена диагностика детей по экологическому воспитанию «Мир природы»,где дети показали высокий уровень освоения представлений и умений.
Отлично проведенный праздник, высокая продуктивная деятельность
детей можно проследить по отзывам родителей и педагогов.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить важную задачу — воспитание экологически грамотного человека. До проекта было проведено анкетирование родителей по экологическому воспитанию. К сожалению мы выяснили, что семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания. Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Проект помог повысить экологическую образованность и воспитанность родителей. Они совместно с детьми участвовали в подготовке выставок, праздников,трудились на территории дошкольного учреждения.
Дети не только получили знания, но были очень счастливы видя результаты своего своего творчества и совместного с родителями,научились лучше беречь природу.