МААМ-картинки

Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения

Кузьмина
Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пальчиковые и зрительные гимнастики являются практическим материалом для проведения коррекционно-образовательной деятельности в группах компенсирующего типа.

Публикация «Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Уже давно установлено, что мелкая моторика рук и развитие речи находятся в прямой зависимости друг от друга. При слабо развитой мелкой моторике наблюдается и отставание в развитии речи. Если же у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развита память, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, а тем более дети с нарушением зрения, в большинстве случаев имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Они быстро утомляются, движения пальцев и кистей рук неточны, так как слабовидящие дети в силу низкой остроты зрения не видят точных движений пальцев рук. Им трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Внимание таких детей быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе. Поэтому одними из самых лучших упражнений для развития речи малыша являются пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается весёлым стихотворением, связанным с изучаемой темой по ознакомлению с окружающим миром. Текстовое сопровождение не только способствует развитию речи, но и развивает мышление, внимание, воображение, реакцию.

Однако следует отметить, что пальчиковые гимнастики могут заинтересовать ребёнка только в том случае, если взрослый удачно её исполнил. Можно сделать на пальцы бумажные колпачки и разрисовать их. Наглядность очень привлекает детей. Играя с малышом, взрослый должен сделать акцент на своём голосе и мимике, поэтому пальчиковые и зрительные гимнастики лучше заучивать наизусть. Ребёнок сначала осваивает движения пальцами одной руки, потом то же самое другой рукой, а затем обеими руками вместе. Важно научить его выполнять пальчиковые упражнения сразу правильно каждой рукой. Кроме того пальчиковые гимнастики доставляют огромное удовольствие и детям и взрослым.

Наряду с пальчиковыми гимнастиками тематические зрительные гимнастики также развивают речь, но главная их функция включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. К одним из многих профилактических мероприятий, предотвращающих нарушения зрения, относится: проведение зрительных гимнастик в детском саду. Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

• фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

• длительность проведения зрительной гимнастики во время коррекционно-образовательных занятий: 2 минуты в младшей и средней группах, 3- 4 минуты в старших группах.

Кроме общих правил следует выполнять и основные правила.

Основные правила выполнения зрительной гимнастики:

• перед началом гимнастики снимите очки и линзы;

• выполняйте гимнастику регулярно;

• комплекс упражнений выполняйте не более трех раз в день;

• при выполнении упражнений не следует делать резких движений глазными яблоками;

• гимнастика выполняется только глазными яблоками, без участия лицевых мышц;

• каждое упражнение выполняется не менее 3 раз;

• с осторожностью выполнять упражнения при близорукости.

Необходимо также учитывать рекомендации специалистов: врача-офтальмолога и учителя-дефектолога по ее проведению с дошкольниками 2-7 лет в зависимости от возраста и заболевания ребёнка. Выполнение рекомендаций позволит всем педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения, повысить работоспособность таких детей, интенсифицировать профилактическую деятельность зрительной патологии и даст возможность малышам избежать утомления на занятиях. Наиболее эффективными являются тематические зрительные гимнастики. Для дошкольников младшего возраста с нарушением зрения и детей, у которых имеются нарушения речи, лучше всего планировать одновременно тематическую пальчиковую гимнастику и зрительную гимнастику в стихах в соответствии с изучаемой лексической темой. При проведении зрительной гимнастики для лучшей фиксации взгляда можно предложить держать какой-либо предмет в руках (осенью-жёлтый лист, гриб; зимой- снежинку, снежок; весной-цветок; летом – солнце и т. д.). Темы выстроены таким образом, что можно выбрать ту, которая подходит к тематике занятия.

Тематические пальчиковые и зрительные гимнастики способствуют развитию связной речи, образного мышления, внимания, памяти, закрепляют навыки ориентировки на собственном теле (знания названий пальцев рук, формируют умение ориентироваться по направлениям: слева, справа, вверху, внизу, совершенствуют мелкую моторику рук и укрепляют глазодвигательные мышцы. В сборнике собраны пальчиковые и зрительные гимнастики по темам: времена года, праздники, природа, части тела, семья, друзья, транспорт, профессии, предметы быта, запахи и звуки вокруг нас.

Пособие адресовано учителям- дефектологам (тифлопедагогам,учителям-логопедам, воспитателям специальных дошкольных образовательных учреждений, компенсирующих групп для детей с нарушением зрения.

ВРЕМЕНА ГОДА.

Осень. "Урожай" Пальчиковая гимнастика.

- Урожай собрали сами, отнесём на кухню маме: (сложить ладошки «корзиной»)

- Помидоры, огурцы, Крепкие молодцы. - И картофель, и морковь, (загибать пальцы, начиная с мизинца) - С овощами ты не спорь! - Все полезны, все важны, - Для здоровья все нужны!

Гимнастика для глаз.

Выполнять движения в соответствии со словами стиха. - Осень настала, холодно стало, (широко открыть глаза) - Чтобы нам согреться нужно поморгать. (Крепко зажмурить Поморгать) - Влево-вправо посмотреть, - Вверх-вниз поглядеть. - Снова дружно поморгать, - Никого не отвлекать. (Поморгать. Зажмурить. Широко открыть глаза.)

Зима

«Снежки» Пальчиковая гимнастика.

- Раз, два, три, четыре, пять. - В снежки будем мы играть (загибать пальцы, начиная с мизинца). - Кулачки сжимаем крепко - И снежки бросаем метко (сжимать и разжимать кулачки, имитировать бросок снежка). «Снегопад» Зрительная гимнастика.

- К нам сегодня в детский сад - Заглянул снегопад.

- Снегопад, снегопад, - Ты порадовал ребят. (Зажмурить. Широко открыть глаза) - Снежинки влево полетели, (Посмотреть влево-вправо) - Дети влево посмотрели,

- Снежинки вправо полетели, - Дети вправо посмотрели - Белый снег пушистый в воздухе кружится Направлять взгляд по кругу (в левую, потом в правую стороны) - И на землю падает, весело ложится. (Зажмурить глаза. Поморгать глазами

«Зимняя прогулка» Пальчиковая гимнастика.

- Вышли мы во двор гулять (идём по столу указательным и средним пальцами) - С горки снежной прокатились (указательным пальцем правой руки водить по ладони левой)

- Бабу снежную слепили (имитировать лепку снеговика, - - И в сугробе повалялись (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной).

- Вечером домой пришли,

- Съели кашу, спать легли (ладони сложены, а на них опереть голову, как во сне). «Снежок» Зрительная гимнастика.

- Раз, два, три,четыре,пять. (Зажмурить, широко открыть глаза, поморгать) - Будем мы в снежки играть. - Вверх подбросим и поймаем, (посмотреть вверх, вниз)

- Вправо бросим и сломаем. (Посмотреть вправо, влево) - Влево бросим и уроним.

Весна пришла

"Весна-красна" Пальчиковая гимнастика. - Весна-красна, ты с чем пришла (сжимать и разжимать пальцы? - С солнышком лучистым, - С небом чистым,

- С воздухом тёплым, - С дождём проливным, - С травою зелёною, - С водою ключевою, - С радостью, весельем, - С хорошим настроеньем (загибать пальцы, начиная с мизинца. В конце сжать кулачки и выставить большие пальцы.) «Весна пришла» Зрительная гимнастика.

- Весна пришла! Весна пришла! (Поморгать глазами) - Кричат везде грачи! - И дует тёплый ветерок (Зажмурить. Широко открыть глаза) - И моросят дожди. - Вот солнца луч пробился из-за туч, (посмотреть вверх, вниз) - И жаворонок ввысь взлетел, (посмотреть вправо, влево) - И звонко песенку запел. Направлять взгляд по кругу (в левую, в правую стороны)

Летние цветы

«Букет» Пальчиковая гимнастика.

- Соберу цветы в букет: (локти поставить на стол, соединить запястья у основания, ладошки в стороны) - Белые ромашки для мамы

- Красные маки для папы,

- Жёлтые лютики для сестры,

- Маргаритки для братишки (загибать пальцы, начиная с мизинца). - До чего красив букет, - Лучше в мире цветов нет! «Цветы» - В поле летом выйду я. (Поморгать глазами, - Посмотрю налево - маки, а направо – васильки. (Посмотреть вправо, влево.) - До чего же хороши эти летние цветы. - Не страшна им жара, расцветает их краса! Направлять взгляд по кругу (в левую, потом в правую стороны)

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект НОД «Овощи и фрукты» в инклюзивной группе (с нарушением зрения) Целевая аудитория: средняя инклюзивная группа (в группу нормально развивающихся детей 4-5 лет включены дети с нарушением зрения). Цель:.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Правила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группыПравила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группы Цель: обучение правилам пользования очками. Задачи: • способствовать получению опыта познания возможностей глаз и знаний о функциональном.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Зрительные тренажеры для гимнастики глазЗрительные тренажеры для гимнастики глаз Зрительные тренажеры для гимнастики для глаз. Консультация для родителей. Ребенок, особенно сейчас, в зимние праздники проводит много времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 18 февраля 2023 в 23:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД