Ирина Капитова
Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Публикация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Чтобы сказки не обидеть
Надо их почаще видеть
Их читать и рисовать
Их любить и в них играть
Сказки всех отучат злиться
А научат веселиться
Быть добрее и скромнее
Терпеливей и мудрее
Исходя из этого поставила перед собой цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
1. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
2. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
3.. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
5. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
Средств для решения этих задач множество, но я в своей работе с детьми использую сказку, как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
чтение воспитателя,. дословная передача текста. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
рассказывание,. более свободная передача текста. Стараюсь сказку рассказывать выразительно, так чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний использую такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения.
Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
повторность чтения. Повторное чтение и рассказывание сочетаю с использованием художественных средств, где дети могут передать свое отношение к герою сказки. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих анализу поступков – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
Задаю вопросы, также использую ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации (иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения,
Драматизация является одной из форм активного восприятия поступка сказочного персонажа. В ней ребенок выполняет роль сказочного героя.
Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.
Во время заключительной беседы акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок
Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:
Подготовительный этап:
1. Подбор и изучение методической литературы;
2. Изучение проблемы
Основной этап или этап реализации
3. Подбрала дидактические игры
4. Составила перспективный план
5. Разработала циклограмму по теме «Неделя с добром в сердце»
Совместная работа с родителями
Провели родительское собрание «Сказка ложь – да в ней намек.» (. Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.
Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту.
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостяхусказки», «Что, Где, Когда?», «В стране добра и зла»
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей : «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
Осуществили проект «Книжка – своими руками»
Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями
Работа с детьми.
В группе прошли ряд развлечений: «В гости к сказке», на День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми, к 23 февраля папам рассказали сказку с новой концовкой «Волк и семеро козлят»
Выставки детских работ: «Моя семья в образе сказочных героев», «Если бы я был волшебником, то превратился бы…»
Играли детьми в различные дидактические игры примерами могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Заключительный этап-- результат:
Только к концу учебного года я смогла подобрать диагностический материал отслеживания уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок : диагностика Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка».
До большенства родителей я смогла донести ценность сказки в нравственном воспитании детей, многие стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
У большинства детей на мой взгляд сформировалось представление о добре и зле – они оценивают, анализируют свои поступки и поступки своих товарищей, научились сопереживать, практически все дети замечают и задают вопрос :почему, тот или иной ребенок не пришел в детский сад, если ребенок заболел, вечером вместе с мамой звонят и узнают о здоровье
Многие дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.
В группе созданы условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
В конце мая планируем провести день открытых дверей в группе, мы подготовили театрализованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с участием всех детей.
Вывод
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Я, уверена, ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют русские народные сказки в воспитании детей.
Дальнейшая моя работа:
1. В начале старшей группе планирую провести диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»
2. Разработать проект «Дружба начинается с улыбки»