Получи документы

Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов

Ксения Солдаева
Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов

Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов. Искусство жить без стресса!

Бессердечье к себе – это тоже увечье.

Не пора ли тебе отдохнуть?

Прояви, наконец, сам к себе человечность,

Сам собою побудь…

Е. Евтушенко.

Публикация «Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов» размещена в разделах

Под профессиональным здоровьем педагога понимают способность организма сохранять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания его профессиональной деятельности.

Неспособность или невозможность выполнения одного из перечисленных механизмов приводит к “профессиональному выгоранию”.

Термин “профессиональное выгорание” (burnout) был введен несколько лет назад американскими учеными Freudenberger, C.Maslach и Yackson для исследования критериев профессионального и психического здоровья работников коммуникативной сферы, в то числе и педагогов. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Симптомы выгорания можно произвольно разделить на

Физические:

- усталость

- чувство истощения

- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды

- частые головные боли

- расстройства желудочно-кишечного тракта

- одышка

- бессонница

Психологические и поведенческие:

- работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее – все меньше и меньше

- ранний приход на работу и поздний уход с нее и наоборот

- педагог часто берет работу домой

- испытывает неопределенное чувство, будто что-то не так (неосознанное беспокойство)

- снижение уровня энтузиазма

- чувство обиды и разочарования

- неуверенность

- чувство вины

- чувство невостребованности

- легко возникающее чувство гнева

- раздражительность

- подозрительность

- неспособность принимать решения

- общая негативная установка на жизненные перспективы

Все симптомы одновременно не проявляются, т. к. выгорание - это индивидуальный процесс.

Уровни и стадии выгорания

Выгорание может проявляться в виде трех стадий.

На первой стадии индивидуум истощен эмоционально и физически, может жаловаться на головные боли, частую простуду и т. д.

На второй стадии характерными являются два набора симптомов: у педагога может развиться отрицательное, циничное и обезличенное отношение к реципиенту. Чтобы избежать этого, индивидуум прибегает к избегающим тактикам поведения.

Третья стадия – полное выгорание – встречается нечасто и заключается в полном отвращении ко всему на свете.

Факторы, вызывающие выгорание

Факторы, вызывающие процесс выгорания, группируются в два больших блока:

• Социально-демографические характеристики – возраст, стаж, семейное положение, пол, уровень образования имеют тесную связь со степенью психического выгорания.

* Личностные особенности: индивидуальные стратегии сопротивления – высокий уровень выгорания связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу.

• Локус контроля (перекладывание ответственности за все, что происходит в жизни человека на окружающий мир) – положительная связь между экстернальностью (внешним локусом контроля) и эмоциональным истощением, деперсонализацией.

Последствия выгорания

Последствиями процесса выгорания являются крайне низкая эффективность и продуктивность педагогической деятельности, снижается удовлетворенность трудом, развивается негативное отношение к труду, значительно ухудшается состояние здоровья педагога.

Для профилактики синдрома выгорания прекрасно подходят психокоррекционные программы по развитию навыков стрессоустойчивости, эмоциональной устойчивости, коммуникативной и конфликтной компетентности т. д., разработанные для сохранения психического и профессионального здоровья.

Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор – лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, «тройка» для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, - счастье, для студента, привыкшего работать в пол-силы, удовлетворительная отметка– норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними.

Например стрессоры первой категории нам практически неподвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и многое другое. Конечно, вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь.

Гораздо лучше в этом случае применить методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения или приемы позитивной визуализации.

Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять. Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс

повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

Наконец, в третью группу стрессоров входят такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства о будущем (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты. Вспомним рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», в котором мелкий чиновник, случайно обрызгавший лысину генерала, умер от страха.

Рефрейминг.

С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните образ неприятной для вас ситуации.

А теперь поместите его в золотистую рамку. У кого изменилось отношение к этому событию?

А теперь сделайте рамку искрящейся. Что произошло?

– Образ стал менее напряженным.

– Всё как-то стало более спокойным. Это только образная метафора.

Рефрейминг (или переформирование) – это способ поменять оценку, сменить ее на другую.

Рефрейминг «И, но, даже если»

Давайте возьмем фразу «Сегодня солнце, завтра будет дождь». В таком виде она является простой констатацией факта. Теперь попробуем вставить вместо запятой союз «И». Сегодня солнце, И завтра будет дождь. В таком виде фраза все еще сохраняет вид констатации, то есть, нет логического выделения явления «солнце» и явления «дождь». Таким образом, сохраняется первоначальная целостность утверждения. Теперь попробуем вставить союз «НО». Сегодня солнце, НО завтра будет дождь. Происходит логическое выделение процесса «дождь», и внимание человека обращается на этот процесс, автоматически пропуская то, что сегодня идет процесс «солнце». И последний опыт – поставим союз «Даже если». Сегодня солнце, ДАЖЕ ЕСЛИ завтра будет дождь. Совсем другое дело, правда? Таким образом, мы можем изменить оценку процесса другим человеком, просто поставив один союз в предложении вместо другого. Просто, эффективно, надежно.

Рефрейминг «Слова и значение»

Как уже может быть понятным, наши слова имеют очень сильное значение для формирования мыслей. С другой стороны, эти слова являются прямым отражением идущих прямо сейчас мыслительных процессов. И иногда бывает полезно знать то, что стоит ЗА словами. А за словами может легко скрываться внутреннее состояние, показывая свои хитрые ушки практически в любом предложении. И вот приблизительный список слов и состояний, которые они обозначают:

• За словами «мог бы» чаще всего встречается надежда, немного реже осторожность

• За словами «могу» стоит компетентность и уверенность в собственных силах

• За словами «возможно» скрывается любопытство и предчувствие

• За словами «могло бы» стоит разочарование, которое принимает усиленные формы в

словосочетании «могло бы быть»

• За словами «хочу» скрывается желание и побуждение к действию

• За словами «не буду» стоит упрямство

• За словами «надо бы» находится чувство обязанности и скрытое нежелание к

выполнению

• За словами «необходимо» находится отчаяние.

Готовые рефрейминги «на все случаи жизни», которые помогают переформулировать Вашу задачу. Одно условие – это помогает только тогда, когда Вы переформулируете собственное ограничение, в прочих случаях может не работать. Некоторые рефрейминги бывают очень стандартными и общими, другие представляют собой очень конкретные примеры.

Типичный вариант работы с ограничениями выглядит так: Вы записываете на листок бумаги несколько своих мыслей, которые, как Вам кажется, мешают Вам развиваться. Потом требуется провести следующую работу – заменить одни слова на другие и наблюдать за тем, что изменится. Вот словарик для замены:

• Это проблема – Это возможность

• Я не могу – Мне можно

• Я не хочу – Мне нужно

• Я в этом не виноват – Это моя ответственность

• Я должен – Я могу (я хочу)

• Мне всегда чего-то не хватает – Я хочу учиться и расти

Рефрейминг Контекста.

В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое (положительное) значение.

Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость, агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям, и так далее.

Упражнение с "Зато".

– Я слишком молчалива.

– Зато не скажешь ничего лишнего.

Молчаливых любит начальство.

ПРИМЕР:

Маленький верблюжонок разговаривает с мамой.

— Мама, у меня на спине горбы, а у лани такая гладкая спинка.

— Зато благодаря этим горбам ты можешь много дней обходиться без

воды.

— Мама, у меня такие огромные уродливые копыта, а у лани такие маленькие, хорошенькие.

— Зато ты не проваливаешься, когда ходишь по песку.

— Мама, у меня шерсть клочьями, а у лани такая гладкая шерстка.

— Зато ты не замерзнешь в холода и не обгоришь на солнце.

Упражнение "Отпор".

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать "наезды" – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь. Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности, а тот отвечает фразой, начинающейся с "зато. " (рефрейминг контекста). После "зато" идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг значения). Где-то по 4-5 предложений каждому.

– Ты вспыльчивая.

– Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

– У тебя косоглазие.

– Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать "наезды", то есть поддерживать личную экологию. Если вы нашли подходящие рефрейминги в 3 случаях – это уже хороший результат.

«ДРЕМУЧИЕ» ПСИХОТЕХНИКИ.

Человек не может усилием воли вызвать у себя слюноотделение, но может представить себе кислый лимон. Для создания «фильтра», предназначенного для защиты от психологического вторжения, предлагается прибегнуть к использованию возможностей своего воображения.

«КУПОЛ»

Вы можете создать вокpyг себя мысленную энергетическую oгpaдy, котораяпрепятствовала бы влиянию на вас отрицательного эмоционального заряда. Как только вы почувствуете, что вам угрожает воздействие чьей-либо «отрицательной энергии», что производится «психологическое вторжение», вы воздвигаете воображаемый прозрачный купол. Этот купол не должен быть преградой для всех, он предназначен только для защиты вас от людей с отрицательным потенциалом. Неадекватные оценки вашей личности, несправедливые эпитеты и проклятья вся их отрицательная энергия останавливается невидимым куполом и стекает с нeгo как вода. Если вы почувствуете, что напор возрастает, отодвиньте ваш «щит» поближе к тому, кто ее излучает. Вы почувствуете себя более устойчиво и уравновешенно и сможете более спокойно и комфортно делать то, что вам необходимо.

«ТРИ ВОПРОСА»

Когда вы не можете контролировать ситуацию, задайте себе вопросы: «С чем я борюсь в данный момент?», «За что я борюсь сейчас?», «Ради чего эта борьба и как я могу передать информацию по-другому?».

Релаксация «Горная вершина».

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы. можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней. Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им. Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. Пауза. Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира. Поблагодарите его. Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.

(Для проведения визуализаций и мышечной релаксации подберите в интернете подходящую для вас музыку, наложите свой голос на музыку и используйте в своей практике для снятия стресса и усталости).

- Закончить сове выступление я хотела бы известным всеми выражением:

«Господи, дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить,

дай мне силы исправить то, что я могу изменить,

и самое главное – дай мне мудрость,

чтобы отличить первое от второго!»

Берегите свое здоровье! Всего Вам доброго!

Публикации по теме:

«Лягушки на болотце». Настенное игровое пособие для регуляции и коррекции эмоций в работе с детьми 4–7 лет«Лягушки на болотце». Настенное игровое пособие для регуляции и коррекции эмоций в работе с детьми 4–7 лет У воспитанников с речевыми нарушениями часто отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы: частая смена настроений, повышенная эмоциональная.

Рецепт чая от стресса «Облепиховый с корнем имбиря»Рецепт чая от стресса «Облепиховый с корнем имбиря» Если бы была необходимость внести в список все самые полезные ягоды, растущие в нашей местности, то его, бесспорно, возглавляла бы облепиха.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Фотоотчет «Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» В нашем детском саду был проведен мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» для педагогов. Целью мастер-класса было расширение знаний.

Консультация «Как пережить карантин без стресса?» В этот интересный и неоднозначный период карантина мы сталкиваемся с положительными и отрицательными сторонами изоляции. Положительные моменты:.

Мастер-класс для молодых педагогов ДОО «Нетрадиционные техники лепки»Мастер-класс для молодых педагогов ДОО «Нетрадиционные техники лепки» .

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к.

Мастер-класс для педагогов с применением техники тестопластики «Корзина с фруктами»Мастер-класс для педагогов с применением техники тестопластики «Корзина с фруктами» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить Вам сегодня работу с применением солёного теста. Цель данного мастер-класса: способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов
Опубликовано: 29 октября 2023 в 08:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД