Лучший педагог года

Значение фонематического слуха в развитии ребёнка

Смирнова Ирина
Значение фонематического слуха в развитии ребёнка

Смирнова И. В.

МДОБУ «Центр развития ребенка

Медведевский детский сад №6 «Колокольчик»

п. Медведево

В статье описано влияние фонематического слуха на развитие речи ребёнка. Рассмотрены этапы овладения речью ребёнком. Выделены компоненты, которые входят в понятие фонематический слух.

Значение фонематического слуха в развитии ребёнка.

Публикация «Значение фонематического слуха в развитии ребёнка» размещена в разделах

Важную роль в жизни человека имеет устная и письменная речь. Правильная речь помогает получать, перерабатывать и хранить разную информацию, способствует совершенствованию и развитию человека. Одной из основ формирования и развития речи является фонематический слух.

Что же такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

Проблемой развития фонематических процессов занимались такие исследователи: Гвоздев А. Н., Эльконин Д. Б., Левина Р. Е., Филичева Т. Б. и другие.

Так профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.

На первом, дофонемном этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.

На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков.

Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Таким образом, правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать звуковые образы слов в своей речи и в речи окружающих.

В свою очередь понятие «фонема» ввел в 30-х годах XX века Л. С. Выготский. Фонема — это не просто звук, не потерявший значения, известная единица, обладающая в минимальной степени первичным свойством, который принадлежит и речи в целом. Он обращает внимание на то, что фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи, в связи с чем был введен термин фонематический слух.

Л. С. Выготский включает в фонематический слух следующие компоненты:

1) Способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2) Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3) Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Поэтому благодаря фонематическому слуху формируется правильная устная речь ребёнка. А далее человек овладевает звуковым анализом и синтезом, которые необходимы при обучении грамоте.

Итак, период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Проговаривание слов – одно из условий выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического слуха важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Его механизм существенно перестраивается при овладении чтением и письмом – в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко- буквенных образов слов.

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они могут неправильно воспроизводить некоторые фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время они уже начинают слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; узнают неправильно произносимые слова и способны проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка : звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Речь смазана, нечеткая дикция, отмечается некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха так же остро встаёт при обучении грамоте. У детей с нарушением фонематического слуха ошибки из устной речи перетекают в письменную речь. Например, опираясь на проговаривание дети пишут неправильно распознанные звуки, не могут правильно поставить ударение в словах, что затрудняет подбор проверочных слов. Ребёнок не может различить ударный или безударный гласный звук в слове, глухой или звонкий согласный звук, соответственно он не может подобрать проверочное слово. Детям сложнее осваивать чтение, темп значительно медленнее, чем у их сверстников, им сложно освоить слитное чтение, часто при чтении переставляют буквы, слога местами, нарушается смысл прочитанного при неправильном соединении слогов (звуков) в слово. Таким образом нарушение или недостаточно развитый фонематический слух приводит к нарушениям звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушению грамматического строя речи, дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс.

Литература:

1)Выготский Л. С. Собрание сочинений Т. 4 Детская психология/ под ред. Д. Б. Эльконина М. : «Педагогика» 1984г.

2) Кондаков И. М. Психологический словарь СПб. ; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 (М. : ПФ Красный пролетарий). - 508 с.

3) Фомичева М. Ф., Влосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Волосовец. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

Публикации по теме:

«Значение игр с мячом во всестороннем развитии ребёнка» — консультация ко Дню мяча на МAAM«Значение игр с мячом во всестороннем развитии ребёнка» — консультация ко Дню мяча на МAAM Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в жизни детей. В детских играх мяч по популярности занимает одно из первых мест.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение фонематического слуха в развитии ребёнка
Опубликовано: 13 мая 2024 в 19:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД