МААМ-картинки

Система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей

Боженко Ирина Николаевна
Система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей

Система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей.

The system of correctional and educational work in kindergarten for mentally retarded children

Автор: Боженко Ирина Николаевна – Российская Федерация, г. Симферополь, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», бакалавр

Author : Bozhenko Irina Nikolaevna – Russian Federation, Simferopol, GBOUWO RK "Crimean engineer-pedagogical University", bachelor

Публикация «Система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей» размещена в разделах

Аннотация: Статья посвящена изучению и анализу литературы по проблеме исследования системы коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей. Annotation : The article is devoted to the study and analysis of literature on the study of the system of correctional and educational work in kindergarten for mentally retarded children.

Ключевые слова: Коррекционный, воспитательный, детский сад, умственно отсталый.

Keywords : Correctional, educational, kindergarten, mentally retarded

Проблема исследования: изучить научно-методическую литературу системы коррекционновоспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей.

Цель исследования: система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей.

Изложение основного материала.

В настоящее время создана программа для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта. Программа содержит в себе выполнение задач физического, умственного и эстетического воспитания умственно отсталых детей. В ней реализуется комплексный подход к воспитанию и обучению умственно отсталых дошкольников при ведущей роли детской деятельности [1]. Образование и наука в России и за рубежом, 2019, №8 (Vol.56) 18 В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Вместе с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебнопрофилактические мероприятия. В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий охранительный режим: прежде всего это создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, где берется в учет особенности абсолютно каждого ребенка [1]. Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дети хорошо продвигаются в развитии, это положительно влияет на подготовку таких детей к обучению в специальной школе. Дошкольники с умственной отсталостью также могут посещать специальные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится, как и в специальных детских садах, по специальным программам [5]. Лечебная работа в специальном дошкольном учреждении сосредоточена на укреплении здоровья и нервной системы детей, на коррекцию недостатков психического и физического развития нетипичного дошкольника. Решение диагностической задачи подразумевает как установление причин патологии, уточнение диагноза заболевания для определения оптимального подбора и проведения медико-педагогических мероприятий, так и отграничение умственной отсталости от сходных состояний [2]. В последние годы в специальном образовании широкое распространение получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых детей [6]. Чем раньше будет начата коррекционная работа с умственно отсталым ребенком, тем быстрее можно максимально корригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения [3]. Учреждения, где воспитываются умственно отсталые дети обязаны выполнять следующие задачи: -обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение полной и своевременной коррекционной помощи; -защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия; -сохранение единого образовательного пространства в специальном дошкольном учреждении; -добросовестного и неукоснительного выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия; -обеспечение инновационных форм обучения и воспитания коррекционно-развивающих технологий; -обеспечение материально-технической базы специального дошкольного заведения с учетом характера и структуры нарушений в развитии ребенка. Дети поступают в специальное дошкольное учреждение, где проводится стартовое психологопедагогическое обследование детей. Основная роль при обследовании отводится дефектологу, который Образование и наука в России и за рубежом, 2019, №8 (Vol.56) 19 диагностирует речевое, познавательное, социальное развитие, игру. Дефектолог в своей работе опирается на специальную диагностику Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой. Затем, к диагностике подключаются специалисты: психолог, руководитель по физвоспитанию, музыкальный руководитель. Результаты обследования являются основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностико-эволюционную карту». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный маршрут для каждого ребенка [4]. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» [4]. В Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное развитие», который предусматривает подготовку ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Одним из главных пунктов в содержании этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым. Особенностью Программы является специальный режим, учебный план, сетка занятий. Для проведения коррекционно-воспитательного процесса должна быть создана специальная развивающая среда, подобрано для каждого ребенка оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность. Перед педагогическим коллективом специальных учреждений детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в умственном развитии, стоит ответственная задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и вообще, к самостоятельной жизни и адаптации этих детей в обществе. А для этого просто необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Выводы. Таким образом, изучив методическую литературу и проанализировав ее, можно сделать вывод, что воспитанники специальных дошкольных учреждений оказываются в гораздо большей степени подготовленными к учебной деятельности, нежели их сверстники, не получившие специальной дошкольной подготовки. Все это свидетельствует о важности эффективности своевременного включения детей в процесс коррекционно-воспитательной работы. Таким образом, весь процесс коррекционно-воспитательной работы, осуществляемый педагогически коллективом специального дошкольного учреждения, и есть процесс, обеспечивающий подготовку умственно отсталых детей к школьному обучению.

Образование и наука в России и за рубежом, 2019, №8 (Vol.56) 20

Список литературы:

1. Гаврилушкина О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О. П. Гаврилушкина // Журнал «Дошкольное воспитание». – 1998. - №2. 71с.

2. Екжанова Е. А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. №3. – 270с.

3. Зайцев Д. В. Дошкольная коррекционная педагогика : Учебное пособие / Д. В. Зайцев – Саратов: Изд-во Саратовского пед. Института,2000. – 40с. 4. Лере-Планд А. Н. «Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду» / А. Н. Лере-Планд / Журнал «Инновационные проекты в образовании» - 2012. - №6. – 56с.

5. Миронова С. Я. Олигофренопедагогика / С. Я. Миронова. Москва,2008. – 366с. 6. Назарова Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова –Москва. ACADEMA,2000. – 186с.

List of references :

1.Gavrilushkina O.P. On the organization of education of children with intellectual disabilities / Gavrilushkin O. P.// Journal "Preschool education". – 1998. - №2. 71c.

2.Ekzhanova E.A. Organization of correctional and developmental process in a specialized institution for children with intellectual disabilities // Defectology. – 2000.No.

3. – 270s. 3.Zaitsev D.V. Preschool correctional pedagogy : Textbook / D.V. Zaitsev – Saratov : publishing House of Saratov PED. Institute,2000. – 40s.

4.Lere-Pland A.N. "Features of the organization of work with mentally retarded children in kindergarten" / A.N. Lere-Pland / Journal "Innovative projects in education" - 2012. - №6. – 56c.

5.Mironova Y.S. Correctional / S.Y. Mironov. Moscow,2008. – 366c.

6.Nazarova N.M. Special pedagogy / N.M. Nazarova –Moscow.ACADEMA,2000. – 186

Публикации по теме:

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 19:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД