Получи документы

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр

анна сергина
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр

УДК 376.4+372.3/.4+37.0

СТАТЬЯ

Сергиной А. С.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр

(3 курса группа ДД-301/Дошкольная дефектология

МКДОУ-детский сад «Золотая рыбка» №6)

Развитие связной речи играет важную роль в процессе социализации ребёнка, являясь средством самореализации и полноценного общения со сверстниками и взрослыми [1, с. 91-93].

Публикация «Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

При формировании связной речи у детей важно использовать специальные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у них развёрнутого смыслового высказывания. Одним, особенно эффективным таким средством по отношению к детям с ЗПР является дидактическая игра, которая способствует порождению речевого акта. [3, с. 147].

На основе исследования опыта других педагогов была составлена и апробирована программа развития связной речи детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактических игр. Апробация осуществлялась на базе МКДОУ «Золотая рыбка» №6 р. п. Краснообска.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, результатов первичного диагностирующего этапа можно сделать вывод о том, что эффективное развитие связной речи детей 4-5 лет с ЗПР будет происходить только при специально организованной педагогической работе с использованием дидактических игр, которая должна протекать с учетом возрастных возможностей детей 4-5 лет с ЗПР.

В связи с этим была определена программа экспериментальной педагогической работы.

В процессе исследования, была проведена диагностика с детьми 4-5 лет по следующим критериям: характер высказываний их точность и обобщённость, понимание темы сказки, объем пересказа (через подсчет предложений и слов) сказки, структурная соотнесенность, полнота раскрытия каждой структурной части.

В результате диагностики были получены следующие результаты: у детей данного возраста в основном преобладает низкий и средний уровень связной речи.

Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования, нами предложена система дидактических игр для развития связной речи у детей среднего возраста.

Применили следующие виды дидактических игр : с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

На этапе контрольной диагностики, после проведения систематических занятий с детьми по развитию связной речи, получили положительные результаты: высокий уровень повысился, детей с низким уровнем не стало, они перешли на средний уровень. Это говорит о положительной динамике развития связной речи детей с ЗПР.

Таким образом, в результате работы по развитию связной речи детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактической игры получили следующие результаты:

- повысился уровень речевой деятельности детей;

- обогатился и расширился словарный запас детей;

- сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

- начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

- многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

- в своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

Важно подчеркнуть необходимость не просто обучения отдельным речевым умениям с младшего возраста посредством дидактических игр, но и формировать осознанное отношение к этому процессу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. Ф. Волкова Проблемы социализации детей с задержкой психического развития // Актуальные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства : сборник научных трудов. - Новосибирск. Издательство НГПУ, 2006. - с. 91-93.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] : Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2011. – Т. 1. – 845 с.

3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема беседы: «Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития». Возрастная групп: подготовительная.

Буклет «Развитие временных представления у детей с задержкой психического развития с использованием схем и символов»Буклет «Развитие временных представления у детей с задержкой психического развития с использованием схем и символов» «Учите ребенка каким-нибудь не известным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками.

Конспект опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 компенсирующего вида Невского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект занятия. «Геометрическая головоломандия» (для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; -развивать внимание, память, мелкую моторику; -воспитывать умение общаться.

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития Дудина Т. Д. Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга Особенности нарушения речи у.

Развитие математических способностей посредством дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста (Слайд 1) Тема: «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста по средством дидактической игры.» Работая в детском.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (далее- ЗПР)формирование элементарных математических.

Психическое развитие детей с задержкой психического развития Автор: Анисимова Надежда Дмитриевна Тема: Психическое развитие детей с задержкой психического развития. Проблема слабовыраженных отклонений.

Состояние игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Изучение проблемы состояния и особенностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 1 июля 2019 в 11:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД