Татьяна Ивановна C-ва
Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с воспитанниками социозащитных учреждений
СТАТЬЯ: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с воспитанниками социозащитных учреждений».
Автор: Сенченкова Т. И., воспитатель, СПб ГБУ СОН «ЦСПСиД Калининского района Санкт-Петербурга»
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с воспитанниками социозащитных учреждений» размещена в разделах
Аннотация: Статья посвящена вопросу актуальности здоровьесбережения воспитанников социозащитных учреждений, использованию различных технологий здоровьесбережения для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса; перечисляются основные техники здоровьесбережения, использующиеся в работе воспитателя с детьми.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровье воспитанника, сохранение и укрепление здоровья, стресс, здоровый образ жизни, арт-терапия, игротерапия, коммуникативные игры.
Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере социального обслуживания. Социозащитные учреждения и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественных соц. услуг в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей социозащитных учреждений в вопросах здоровьесбережения воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н. К. Смирнова)
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга» - это уникальное социозащитное учреждение, так как предметами его деятельности являются предоставление комплекса социальных услуг семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, их социальная адаптация и социальная реабилитация, а также осуществление отдельных функций по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Также Центр оказывает помощь и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, оставшимся без попечения родителей. Соответственно, использование здоровьесберегающих технологий необходимо и актуально для нашего учреждения.
Перед воспитателями ЦСПСиД с учетом специфики учреждения ставятся следующие задачи по здоровьесбережению воспитанников :
1. Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
2. Организация полноценного усиленного питания.
3. Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.
Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
Стационарное Отделение ЦСПСиД соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и стандартам здоровьесберегающей среды. Для проживающих созданы отдельные комнаты для спален девочек и мальчиков, комнаты для самоподготовки и отдыха, игровые, телевизионные комнаты. Обеспечено круглосуточное дежурство воспитателей и штатного медицинского персонала. В связи с постоянным проживанием воспитанников в Стационарном Отделении ЦСПСиД организована бытовая комната (необходимые приспособления для стирки и глажки белья, сушки одежды). Проводится влажная уборка, проветривание помещений, вынос мусора. Кроме бытовых условий в нашем Стационарном Отделении ЦСПСиД действует четкий режим, составленный с учетом учебного процесса и круглосуточным пребыванием воспитанников, что способствует здоровьесбережению и дисциплинирует воспитанников. В обязанности воспитателя входит контроль за соблюдением режимных моментов – своевременный подъем и отход ко сну, приемы пищи, время досуга и приготовления домашнего задания. Воспитатель регулярно проводит беседы с воспитанниками Стационарного Отделения ЦСПСиД о необходимости соблюдения правил гигиены, поддержания чистоты в комнатах и порядка в личных вещах.
Организация полноценного усиленного питания.
Для воспитанников Стационарного Отделения ЦСПСиД организуется 5-разовое питание: завтрак, обед, полдник и 1 и 2 ужин. Питание сбалансированно с учетом основного вида образовательной деятельности воспитанников.
В рацион питания входит много белковых продуктов – мясо, рыба, яйца, молочные продукты, растительные белки; углеводы и жиры – зерновые каши, макаронные изделия, свежая выпечка, соки; и, конечно, клетчатка – свежие фрукты, овощи, зелень. Воспитатели Стационарного Отделения ЦСПСиД регулярно проводят беседы, демонстрируют презентации, устраивают обсуждения на тему правильного питания, важности соблюдения рациона для сохранения здоровья и достижений в учебной деятельности. Полученные знания воспитанники применяют на практике, участвуя в проекте «Первые шаги в кулинарии».
Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
Воспитатели Стационарного Отделения ЦСПСиД прилагают много усилий для формирования дружественной, доверительной обстановки в нашем учреждении. Воспитывают у детей уважительное отношение к окружающим, формируют желание заботиться друг о друге, помогать другим, защищать тех, кто слабее, развивают сочувствие и отзывчивость, воспитывают скромность, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, формируют умения оценивать свои поступки и поступки окружающих. Работа воспитателя строится с учетом возрастных особенностей формирования подростковой психики, а также индивидуальных личностных качества каждого ребенка. Для социальной адаптации воспитанников и поддержания позитивного общения проводятся различные коллективные мероприятия, праздники, тематические творческие мастерские. Например, вечера настольных игр на несколько человек, коллективное посещение кинотеатров, театров, мюзиклов, участие в творческих городских конкурсах и мероприятиях. Проект «Стань звездой», разработанный одним из воспитателей Стационарного Отделения ЦСПСиД, помогает сплотить коллектив ребят, раскрыть талант и творческие возможности воспитанников.
Пропаганда здорового образа жизни.
В течение всего учебного года воспитатели Стационарного Отделения ЦСПСиД проводят плановые мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы) по пропаганде здорового образа жизни, совместные беседы с медицинским персоналом и общественными организациями. Например, Общероссийской общественной организацией «Общее дело». Эта работа очень актуальна, поскольку у подростков часто возникает желание попробовать что-то запрещенное или получить острые ощущения. Это обусловлено периодом взросления и гормональной перестройкой. Чтобы предупредить такие явления, воспитатели постоянно ведут разъяснительную работу, которая включает проведение бесед, просмотр тематических документальных фильмов, оформление тематических стендов и стенгазет. Регулярно проводится разъяснительная и мотивационная работа по пропаганде ЗОЖ, обязательные инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, правилам проживания в Стационарном Отделении ЦСПСиД, поведения вне социозащитного уреждения; осуществляется необходимый контроль поведения воспитанников; беседы о гигиене и здоровье, о профилактике сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом; осуществляется контроль чистоты и порядка в комнатах и личных вещах воспитанников; проводится работа по формированию навыков самообслуживания и ответственного отношения к своему здоровью у воспитанников. Одним из воспитателем Стационарного Отделения ЦСПСиД разработан и используется в работе проект «Мы выбираем ЗОЖ». Совместная работа воспитателя, психолога и воспитанников помогает следить за эмоциональным состоянием детей.
Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.
Для организации досуга и воспитательной работы максимально используются учебные помещения ЦСПСиД (актовый и спортивный зал, читальный зал, компьютерный класс, спортивные площадки и т. д.).
Организация досуговой деятельности воспитанников ведется в следующих направлениях:
1. Спортивно-оздоровительное (физкультурные праздники и соревнования).
2. Духовно-нравственное (общекультурное) (беседы, встречи, посещение художественных выставок, музеев и др.).
3. Общеинтеллектуальное (познавательные беседы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры).
4. Социальное (общественно-полезная деятельность по озеленению ЦСПСиД, организация дежурства в столовой, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок и детского творчества, субботники).
5. Научно-познавательное (разработка проектов).
6. Художественно-эстетическое (организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических занятий по эстетике внешнего вида воспитанникав, культуре поведения и речи и др.).
Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в приюте, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению, становится одной из главных задач в деятельности воспитателя. Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников показал : снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Преодолены трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; трудности в общении с педагогами, трудности в сфере собственного самопознания, трудности в умении принимать задачу, поставленную взрослым, действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу.
Список литературы:
1. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность воспитателя и здоровье ребёнка. -М. : Academia, 2015. –362 с.
2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. –М. : Флинта -Московский психолого-социальный институт, 1998. –200 с.
3. Познавательные психические процессы. Хрестоматия /Сост. А. Г. Макланова -СПб., 2011.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. -М. : ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005 год.