Получи документы

«Речевой самоконтроль в структуре речевой деятельности»

Металлова Елена
«Речевой самоконтроль в структуре речевой деятельности»

Статья на тему «Речевой самоконтроль в структуре речевой деятельности»

Тема статьи связана с проблемой формирования у младших школьников речевого самоконтроля в процессе создания письменного высказывания (изложения). При написании изложения учителя постоянно сталкиваются с затруднениями учащихся в нахождении речевых ошибок, с неумением найти и исправить допущенную речевую ошибку в своей работе. Справиться с этой проблемой нельзя не изучив опыт и знания психологов и педагогов.

Публикация «„Речевой самоконтроль в структуре речевой деятельности“» размещена в разделах

Понятие речевой деятельности впервые в отечественной психологии ввел Л. С. Выготский. Затем деятельностный подход к изучению и обучению речи развивался в трудах А. Н. Леонтьева, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, И. А. Зимней и др.

А. А. Леонтьев определяет речевую деятельность как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. Как и всякая другая деятельность человека, речевая деятельность определяется уровнем или фазным строением.

Ученые предлагают различные варианты научной интерпретации механизмов порождения речевого высказывания.

Традиционно принято считать структуру речевого действия, предложенную А. А. Леонтьевым. Она включает в себя четыре этапа6

1. Ориентировочный этап.

На этом этапе говорящий или пишущий должен ориентироваться в ситуации общения (определить ее особенности, тем самым намечен стиль будущего продукта речевой деятельности, а также осознать тему и основную мысль своего высказывания. Выделяется пять сторон ориентировки речевого действия :

1) Ориентировка на предмет общения;

2) Ориентировка на язык как объективную систему средств сообщения;

3) Ориентировка или оценка говорящим того, насколько предмет сообщения личностно значим;

4) Ориентировка или оценка меры адекватности избираемых языковых средств для решения конкретной коммуникативной задачи;

5) Ориентировка на адресата речи – учет его особенностей и возможностей.

2. Этап планирования.

На этом этапе обдумывается содержание предстоящего высказывания, намечаются микротемы и последовательность их раскрытия. Результатом этого этапа является составление плана (мысленного или письменного).

3. Этап реализации.

Это реализация плана во внешней речи с помощью языковых средств, использование которых подчинено теме, основной мысли и стилю высказывания. Эту реализацию обеспечивают такие механизмы, как выбор слов, переход от программы к ее реализации, грамматическое прогнозирование, перебор и сопоставление синтаксических вариантов, закрепление и воспроизведение грамматических правил.

4. Этап контроля.

Это сопоставление продукта, результата речевой деятельности с ее мотивом.

В случае несоответствия результата речевого действия цели высказывания требуется пооперационная проверка речевого действия для нахождения и исправления допущенных ошибок и недочетов. Для этого обычно мысленно прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчет. Возможно, не были учтены какие-то существенные для данного случая общения условия речевой ситуации, или неудачно было спланировано содержание высказывания, или, может быть, программа была нарушена на стадии ее реализации (не удалось точно выразить мысль)

По И. А. Зимней, в структуру речевой деятельности входят три фазы.

Первая фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и целей деятельности как будущего результата. Источником речевой деятельности во всех видах является коммуникативно-познавательная потребность. Эта потребность, находя себя в предмете речевой деятельности (мысли, становится мотивом данной деятельности.

Важной составляющей первой фазы речевой деятельности является «речевая интенция». По И. А. Зимней, речевая интенция – это направленность сознания, воли, чувства субъекта речевой деятельности на осуществление этой деятельности.

Вторую фазу речевой деятельности составляет ее ориентировочно исследовательская часть, направленная на исследование условий реализации деятельности, окончательное выяснение предмета деятельности и др. Одновременно эта фаза планирования, программирования и внутренней организации речевой деятельности.

Третья фаза – исполнительная и одновременно регулирующая. Эта фаза, реализующая речевые высказывания (или их восприятие и понимание, вместе с тем включает операцию контроля за осуществлением деятельности и ее результатами.

Обе структуры речевой деятельности включают в себя одинаковые действия: мотив, речевую интенцию, внутреннее планирование и программирование, реализацию речевого действия и контроль.

У И. А. Зимней несколько действий включены в одну фазу, у А. А. Леонтьева же более развернутая структура, отличающаяся в большей степени методической направленностью.

Методисты используют данную модель строения речевого действия в качестве теоретической основы для организации работы над речью в условиях обучения.

По мнению В. И. Капинос, контроль существует только над результатом деятельности, однако в процессе деятельности осуществляется такой текущий контроль, который ведется во всех фазах речевой деятельности.

М. Т. Баранов различает два вида самоконтроля в пользовании языком: непосредственный самоконтроль (внесение в речь коррективов в момент речевой деятельности) и отсроченный (внесение коррективов в речевое произведение спустя некоторое время).

Впервые поставил вопрос о речевом контроле в условиях письменной речи предложил термин «речевой контроль» В. Е. Мамушин. По его мнению, «развитие умения контролировать собственный текст требует длительной речевой практики, и одна из основных задач заключается в том, чтобы практически познакомить учащихся с новыми доступными для них критериями речевого контроля» .

Речевой самоконтроль имеет определяющее значение для развития самостоятельной речевой деятельности учащихся. Он сопровождает любое высказывание, его роль особенно заметна в таком виде речи, как письмо.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речевой самоконтроль является неотъемлемым компонентом восприятия и порождения речи, осуществляется на всех этапах речевой деятельности и может рассматриваться как важная составляющая в системе речевых умений учащихся. От умения осуществлять речевой самоконтроль во многом зависит и в целом успешность речевой деятельности.

Необходимо выяснить затруднения учащихся в осуществлении текущего и итогового самоконтроля, а также разработать комплекс упражнений, направленный на овладение действием самоконтроля в работе над изложением и определить методические условия, обеспечивающие успешность освоения исследуемого умения.

Литература

1) Леонтьев, А. А. Основы психоаналитики /А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997

2) Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности/И. А. Зимняя. - М. :Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж6НПо «МОДЭК», 2001.

3) Сотова, И. А. Закономерности формирования самоконтроля в процессе письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка: Монография/И. А. Сотова. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Особенности организации развивающей речевой среды в ДОУ. Уважаемые колеги. Предлогаю вашему вниманию презентацию подготовленную мной в процессе трудовой деятельности. Презентация делалась постепенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Речевой самоконтроль в структуре речевой деятельности»
Опубликовано: 13 августа 2014 в 14:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД