Лучший педагог года

Знакомство с речевым аппаратом

Анна Владимировна Фоминцева
Знакомство с речевым аппаратом

Давайте познакомимся с нашим речевым аппаратом. У многих из нас сформировалось стойкое мнение, что речевой аппарат, это, собственно, язык, губы, может быть, ещё и щёки. На самом деле он состоит из двух взаимосвязанных между собой частей: регулирующей и исполнительной. И если какая-то из частей нарушена, то и речь в целом будет страдать.

Регулирующий речевой аппарат

находится в головном мозге, он состоит из коры головного мозга (как правило, левое полушарие, подкорковых узлов, проводящих путей и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. В регуляции речевой деятельности принимают участие лобная, височная, теменная и затылочная доли головного мозга.

Публикация «Знакомство с речевым аппаратом» размещена в разделах

1 - двигательный центр; 2 - чувствительный центр; 3 - центр зрения; 4 - центр слуха; 5 - моторный центр речи; 6 - слуховой центр речи.

Какие же функции они выполняют?

Лобные извилины принимают участие в образовании устной речи, это область, где зарождаются движения органов речи.

Височные извилины отвечают за восприятие и понимание чужой речи.

Теменная доля связана с распознаванием и уточнением поступающей речевой информации.

Затылочная доля принимает участие в восприятии рисунков, чертежей, букв и позволяет обучаться чтению и письму.

От головного мозга отходят нервы, обеспечивающие нервными импульсами мышцы лица, гортани, голосовых складок, языка, глотки и других органов.

Исполнительный речевой аппарат состоит из трех отделов: Дыхательного, голосового, артикуляционного.

Дыхательный аппарат

Произношение звуков невозможно без дыхания. К этому отделу относятся грудная клетка, легкие, бронхи и трахея. Речевое дыхание отличается от обычного своей преднамеренностью. При молчании человек дышит автоматически, а при пении или речи вдох и выдох совершаются при активном участии диафрагмы и брюшного пресса. В обычном состоянии длительность вдоха и выдоха почти одинаковая, во время речи выдох длится значительно дольше вдоха. Сила голоса, качество речевых звуков во многом зависят от того, насколько ребенок может управлять своим выдохом: его продолжительностью, силой, возможностью концентрироваться на произнесении отдельных звуков, слогов, слов.

Поэтому очень важно вырабатывать правильное речевое дыхание, делать с малышом дыхательную гимнастику. Эти упражнения будут полезны не только ребенку, но и родителям.

Голосовой аппарат или Как же происходит образование голоса?

Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Воздушная струя заставляет их вибрировать. В результате чего движение струи выдыхаемого воздуха превращается в колебание воздуха, которое воспринимается нами как звук голоса.

Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Многие звуки образуются с помощью голоса. Звуки речи возникают в ротовой и носовой полостях; эти полости разделяет небо, передняя часть которого - твердое небо, а задняя часть - мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком.

Главную роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря подвижности органов - губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

Основными органами, формирующими звуки речи, являются язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо.

Артикуляционный аппарат

Самый важный орган артикуляции - язык. Он состоит из мышц, идущих в разных направлениях, поэтому он может производить разнообразнейшие движения. У языка есть кончик, спинка (передняя, средняя и задняя ее часть, боковые края и корень. При помощи языка образуются все гласные и почти все согласные звуки, поэтому от того, каков у человека язык, во многом зависит качество произношения и чистота речи.

Важная роль в образовании звуков речи так же принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам (бугоркам у верхних зубов).

Вот мы и узнали - как возникает человеческая речь,

и какой это сложный многоплановый процесс.

Публикации по теме:

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Знакомство с пожарной машинойЗнакомство с пожарной машиной Цель: Формирование знаний о технике, помогающей человеку тушить пожар. Задачи: Познакомить детей с пожарной машиной, внешнем виде и её.

Фотоотчет «Знакомство с нефтью»Фотоотчет «Знакомство с нефтью» Уважаемые коллеги предоставляю вашему вниманию фотоотчет проведения проекта «Знакомство с нефтью». Выбор темы проекта не случаен. В моей.

Фотоотчёт «Знакомство с Адмиралтейством»Фотоотчёт «Знакомство с Адмиралтейством» Дети десятой группы ГБДОУ детский сад №92 продолжили знакомство с достопримечательностями родного города. Воспитанники в ходе презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с речевым аппаратом
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 11:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД