Любовь Архипова
Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: "Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст является периодом в жизни ребенка, когда у него формируются все необходимые для дальнейшей жизни психологические процессы, в том числе развивается и внимание.
Внимание в этом возрасте непроизвольное и неустойчивое. Его необходимо все время развивать, чтобы в итоге не появились проблемы с развитием ребенка.
Публикация «Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность статьи заключается в том, что без разработки правильных действий и использование эффективных программ будет тяжело добиться результата, который порадует родителей. Необходимо все время улучшать способности детей, стимулировать их к развитию собственного внимания.
Возрастные особенности развития внимания у детей младшего дошкольного возраста.
В период дошкольного возраста развиваются все основные свойства внимания у ребенка. Он старается осознанно сосредотачиваться на конкретных предметах. Инструментом для ознакомления и обращения внимания ребенка на предмет в этом возрасте является, как правило, слово или жест родителей.
Стоит понимать, что объект будет вызывать интерес со стороны ребенка в соответствии с его заинтересованностью, а также значимостью самого предмета в жизни чада [1].
Сейчас у детей дошкольного возраста выделяют такие формы внимания, как:
- Сенсорное;
- Интеллектуальное;
- Моторное [2].
При этом, внимание имеет следующие функции:
- Активация процессов, необходимых для концентрации внимания ребенка на определенном объекте;
- Анализ и отбор поступающей информации
- Получение информации с объектов внимания до тех пор, пока не будет получен необходимый результат;
- Сосредоточенность ребенка на объекте;
- Контроль выполнения процесса [2].
Непроизвольное внимание связано с получением ребенком дошкольного возраста новых знаний. Изначально, он получает их от родителей и старших родственников, но впоследствии обнаруживает сам, непроизвольного для самого себя. Дети, как правило, акцентируют свое внимание на необычных объектах, которые они не видели ранее/
Произвольное внимание появляется у ребенка в процессе выполнения каких-либо действий. Оно актуально в том случае, если ребенок или его родители, акцентированно делают внимание на определенном объекте. Источником подобного внимания могут быть инструкции родителей, который впоследствии приведет к самоконтролю ребенком.
У детей дошкольного возраста целью внимания является выполнения поставленных задач и соревновательных моментов [3].
На протяжении этого периода жизни ребенок значительно увеличивает продолжительность внимания на каких-либо объектов. Если младшие дошкольники могут учавствовать в процессе или игре на протяжении 10-15 минут, то время старших товарищей увеличивается до 30 минут.
Непроизвольное внимание достигает высокого уровня развития у детей дошкольного возраста. Оно активируется с появлением новых процессов и интересов, а также непосредственного участия ребенка в какой-либо активности [1].
Особенности развития внимания у детей
Одной из важнейших задач, которые ставятся перед родителями детей младшего дошкольного возраста, а также специалистами в образовательных учреждениях (детских садах) есть развития процессов, позволяющих в значительной мере увеличить внимание у ребенка, посредством выполнения комплекса действий. В общем случае, они связаны с:
- Развитием процессов психической направленности, путём работой над памятью и мышлением, которые в свою очередь способствуют значительному улучшению внимания на ключевых объектах, которые должны отыгрывать ключевую роль в взрослении ребенка;
- Развитие активности относительно познания окружающего мираж
- Акцентирование внимание на развитии познавательного процесса [3].
Все вышеуказанные действия должны начинаться выполняться родителями у детей младшего дошкольного возраста. Ведь, именно в этот период, ребенок начинает учавствовать в игровой, коммуникативной и изобразительной деятельности.
Такие ученые, как Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов и другие, не смогли прийти к единому мнению относительно правильных действий улучшения внимания у детей. Как правило, они считают, что внимание является лишь характеристикой для более обширных процессов, а именно памяти и мышления.
Младший дошкольный возраст - это хронологический период, в котором происходит процесс активного познавательного развития. Именно в этом возрасте начинают окончательно формировать те психические процессы, которые будут определять ребенка в будущем, как личность и члена общества [6].
В младшем дошкольном возрасте особое внимание ребенка привлекают все ярки предметы и действия, которые выполняются этими объектами. Внимание в этом возрасте непроизвольное, а потому возникает само собой, без участия ребенка.
В возрасте 3-4 лет, который относится к младшему дошкольному, внимание и интерес ребенка будет актуальным до тех пор, пока ему интересны объекты и люди, на которых сосредоточено внимание. Новый, необычный предмет автоматически переводит внимание дошкольника на себя. В среднем, внимание ребенка на определенном объекте не превышает 15 минут, а также младшие дошкольники не имеют возможности сконцентрироваться на одном объекте. Центр их внимания всё время изменяется и за день ребенком может быть изучено более 150-200 новых предметов, которые по каким-либо причинам могут быть им интересны [5].
С младшими дошкольниками обязательно нужно проводить работу по развитию их свойств внимания, которые будут необходимы во время игр, общения с родственниками или сверстниками, а также во время обучения [1].
Особое внимания у младших дошкольников может акцентироваться на игрушках, которые отыгрывают в этом возрасте сосредоточено на игрушках. Это связано с:
- Именно с акцентированием внимания ребенка дошкольного возраста на игрушке и построено развитие ребенка. У родителей не всегда есть достаточное количество времени, чтобы полноценно проводить его с чадом, а потому они стараются предложить им альтернативное общение, путем предоставление игрушки;
- Игрушки могут нести в себе необходимые функции, которые важны в педагогическом направлении развития детей: игровые, эстетические, развлекательные, коммуникативные и т. д
- Также, красочная игрушка, воплощающая собой живые и яркие образы, предоставляет детям общее понимание об окружающей среде[4].
Типология игрушек, также отыгрывает свою роль. Они могут быть театральными, дидактическими, моторными, образными и т. д. Любая игрушка для ребенка младшего дошкольного возраста является предметом развлечения, радости и забавы, который позволит детям всесторонне развиваться.
Подводя итог, можно сказать, что внимание, которое формируется у ребенка младшего дошкольного возраста отыгрывает важную роль в его дальнейшем развитии.
Список литературы:
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Развитие внимания памяти и вообра-жения в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. -2012. -С. 24-30
2. Башаева Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника: Энциклопе-дия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. -Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2013.
3. Запорожец, А. В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. -М. : Просвещение, 2010.
4. Лаут Г. В. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры / Г. В. Лаут, П. Ф. Шлоттке ; пер. В. Алтухов ; ред. А. Холмогорова. -5-е изд., перераб. -М. : Академия, 2014.
5. Узорова О. В. 3000 примеров для развития внимания, памяти, мышления / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М. : АСТ, 2015. - 689 c.
6. Андреева И. 30 уроков развития внимания и памяти. Полный курс подготовки к школе / И. Андреева. - М. : Современная школа (Букмастер, Интерпрессервис, 2017. - 263 c.