Лучший педагог года

Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»

Суслова Наталья
Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»

Статья на тему «Как помочь ребенку в период адаптации»

Автор: воспитатель Суслова Н. Н

Успех зависит от скорости адаптации к новым условиям.

Джеффри Евгенидис

Крылатая фраза американского писателя на сегодняшний день является актуальной, так как современному человеку приходится быстро адаптироваться к новым условиям и изменениям во всех сферах жизнедеятельности.

Публикация «Консультация „Как помочь ребенку в период адаптации“» размещена в разделах

Вот уже на протяжении нескольких лет система дошкольного образования продолжает активно развиваться в новых условиях, решая целый ряд проблем: кадровое и финансовое обеспечение, решение вопросов инклюзивного образования, оснащение современной предметно-пространственной развивающей среды и многие другие важные вопросы. Выделить самую важную проблему дошкольного образования очень сложно.

Каждое образовательное учреждение сталкивается с определенными проблемами и трудностями, по-своему находит пути их преодоления: кто-то успешно, а кто-то не совсем. Но, на мой взгляд, у всех дошкольных учреждений имеется самая главная общая проблема – это адаптация вновь прибывших малышей к условиям детского сада. На протяжении нескольких лет, работая на малышах, могу сказать, что каждый малыш переносит адаптационный период по-разному. Задача, как можно быстрее и без стрессов, приучить ребенка к детскому саду, возлагается в основном на воспитателя и дошкольное учреждение, но и родитель не должен забывать, что он имеет тоже главную роль в этом. И мы должны вместе создать условия. Для того,чтобы малыш как можно лучше прошел адаптационный период, чувствовал себя как дома.

У каждого малыша наступает новая жизнь, когда он впервые входит в мир дошкольного детства. А начинается большая жизнь, как всегда, с адаптационного периода. Чтобы детский сад оказался для ребенка «светлым вторым домом», взрослым следует приложить много усилий.

При поступлении малыша в дошкольное учреждение происходит изменения стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Это четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение- все эти изменения создают для ребенка конечно же стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате этого нарушается сон, пропадает аппетит, появляются страхи, ребенок отказывается играть с другими детьми., и часто начинает болеть.

Есть несколько факторов, от которых зависит адаптационный период малыша :

1. Возраст (труднее всего переносят изменения дети от 1,5 лет-2)

2. Состояние здоровья и уровня развития ребенка

3. Биологический и социальный анамнез

В дошкольном учреждении попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям. Нужно максимально приблизить домашний режим к дошкольному. В некоторых случаях процесс привыкания затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция, и как следствие, негативное отношение к детскому саду.

Для того чтобы этого не произошло, нужен подход, комплексный подход к решению проблемы адаптации ребенка.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями. (можно начать е проводить до поступления в детский сад)

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленный на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», и «ребенок- ребенок» и обязательно включать разные игры и упражнения.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для начала необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание ходить в детский сад. В первую очередь, это зависит от умения и усилий воспитателей создать благоприятную атмосферу тепла и уюта, благожелательности в группе. Если ребенок почувствует это в первый день, то у него исчезнут волнения и страхи, и ему будет намного легче проходить адаптационный период.

Практически каждый малыш испытывает в первое время дискомфорт. Это размеры групповой комнаты, спальни. Они ему кажутся большими, не как дома. И чтобы малышу приятно было ходить в детский сад, нужно группу «одомашнить». Сделать домашнюю обстановку, с занавесками на окнах. Мебель лучше расставить, так как будто это маленькие комнаты, в которых ребенок будет чувствовать себя комфортно. Сделать комнату уединения, где ребенок может побыть один, может поиграть и отдохнуть.

Дети еще не особо владеют речью, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Некоторые из них просто боятся или стесняются. Невыраженные их эмоции, а особенно негативные могут накапливаться и прорываться слезами, которые со стороны выглядят непонятными,- никаких внешних причин нет для этого.

Психологи установили, что художественное творчество для ребенка это не только и не столько такое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Такой уголок творчества должен быть. Он должен быть свободным доступом детей к карандашам, бумаге. Когда возникнет потребность выразить себя, ребенок может взять карандаш и бумагу и решить проблему в любое время. Особенно им нравится рисовать фломастерами, маркерами оставляющие толстые линии. Опытному и внимательному воспитателю, можно понять, как в данный момент на душе у ребенка, по цвету карандаша, фломастера. Тоскливо или тревожно, или наоборот светло и радостно.

Игры с песком и водой. Такие игры имею большие развивающие способности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Такие игры действуют умиротворяюще. Подобные игры можно организовать летом, на улице. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема (ложки, сито, воронки, формочки, резиновые трубочки.)

По наблюдениям, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон. Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой., которая отличается от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно, возня других его отвлекает, не дает ему спать. Можно дать ребенку игрушку.

В период адаптации надо временно попытаться сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку, погладить по голове. Из своего опыта, это хорошо работает. И дети привыкают положительно. Адаптация практически проходит легко.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Такие маленькие дети привязаны очень к маме. Ребенку хочется, чтобы мама всегда была рядом. И мы воспитатели должны сделать все, для того чтобы малышам было комфортно. Очень хорошо будет сделать «семейный альбом» в этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так будет тосковать.

Конечно же, ни в коем случае нельзя насильно кормить малыша, укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного контакта со взрослым.

Работа с родителями.

Самое необходимое условие успешной адаптации-это согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Все привычки, особенности малыша выявить сразу сложно, но в беседе с родителями в ознакомительной беседе можно узнать, какой ребенок по характеру, какие черты поведения у него присутствуют, его интересы и склонности. Родителям можно порекомендовать первые дни приходить только на прогулку, чтоб ребенку проще было познакомиться с детьми, воспитателем.

Можно приводить не только на утреннюю и желательно на вечернюю. Здесь он может увидеть как родители приходят за другими детьми, как они радостно встречаются. Первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций детей при расставании.

Конечно, родители отдавая деток в сад, испытывают тревогу и волнение за его судьбу. Дети чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя-наша задача успокоить прежде всего взрослых. Предложить ему осмотреть групповые комнаты, спальни, рассказать чем будет заниматься их малыш. Познакомить с режимом дня, рассказать что режим-это важное.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам воспитателя, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Игры в адаптационный период

Основной задачей игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе –доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтоб ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Примеры таких игр :

«Иди ко мне» взрослый отходит на несколько шагов от ребенка и манит его ласково к себе, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Ванечка пришел!» игра может повторяться несколько раз.

«Выдувание мыльных пузырей» на прогулке воспитатель выдувает пузыри. Пробует получить пузыри разными способами. Наступает на пузырь и спрашивает: «А куда же девался пузырь?». Дети заинтересованы в поиске пузыря.

«Покружимся», «Прячем Мишку», «Хоровод с куклой»

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие и застенчивые дети, чувствующие дискомфорт. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно с помощью пальчиковых игр.

«Кто в кулачке?» воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно кулаки сжимает, таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть сверчок? (сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай (выставить вперед большой палец)

Также и другие игры как: «Игра с кистями рук», «Покатаемся на лошадке» и другие игры которые могут развивать ребенка во всех направлениях.

Сгладить адаптационный период помогут также и физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Главной фигурой и центром внимания для малышей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если ребенок не расположен в данный момент к подвижным играм, можно почитать сказу, или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Публикации по теме:

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра»Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку»Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку» Нельзя не предавать значения тому, какая же рука у вашего малыша ведущая – правая или левая? Важно определить ведущую руку ребенка перед.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 08:13
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД