Анна Остроухова
Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду
▼ Скачать +Заказ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Аннотация. В статье рассматривается индивидуальность ребенка с точки зрения поддержки и разнохарактерного обогащения субъектной позиции, своего «Я», в аспекте становления и развития его субъектной позиции в образовательном процессе дошкольных организаций. Раскрываются методические стороны актуализации и рефлексии жизненного опыта детей, условия развития их субъектной позиции.
Ключевые слова. Индивидуальность ребенка, субъектная позиция детей, жизненный опыт.
Публикация «Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду» размещена в разделах
Индивидуальность ребенка – это результат в процессе проявления активности, собственного неповторимого умения самореализации и самоутверждения в деятельности, общении, познании, всего того, что составляет основу его собственного «Я».
Развитие и формирование индивидуальности ребенка как комплекса неповторимых психических; анатомофизиологических особенностей, свойств и качеств, как форма жизнедеятельности с позиции неповторимости и самобытности относится к числу важных и своевременных направлений психологических и педагогических исследований. Достаточно сказать, что одним из основных методологических подходов к исследованию явлений и процессов в области педагогики дошкольного детства сегодня считается личностно ориентированная направленность.
Современные требования к образованию детей в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, направляют на необходимость проектирования общего психического развития каждого ребенка, помощь саморазвития, оптимальную самореализацию в разных видах деятельности.
В ФГОС ДО в п. 3.2.5. отмечено, что необходимые для создания социального развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
поддержка инициативы детей и их индивидуальности;
установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать не только усвоение социального навыка, но и преобразование собственного опыта детей, разноплановое его использование. К. Д. Ушинский отводил важную роль знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в непосредственно жизненном опыте, и не раз подчеркивал его необходимость использования при организации целенаправленного обучения дошкольников.
Жизненный опыт детей дошкольного возраста складывается из:
1. Реальных причин возникновения в процессе развития восприятий явлений окружающей действительности;
2. Собственных наблюдений и выводов;
3. Освоенных видов детской деятельности и норм поведения;
4. Сложившихся отношений с социальным и природным миром, носящих для ребенка ценностный смысл.
При организации образовательного процесса важно координировать содержание жизненных умений детей дошкольного возраста. Если такого согласования не происходит, то жизненные умения становится формальными, а образовательный процесс лишается взаимодействия субъектсубъект, и ориентации на поддержку своего «Я» ребенка.
Признавая и поддерживая ребенка, педагог создают тем самым наиболее подходящие благоприятные возможности для выражения индивидуальности и одновременно субъектной позиции ребенка.
Развитие этой позиции в образовательном процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей может осуществляться посредством актуализации и рефлексии этого опыта.
В младшем и среднем дошкольном возрасте желательно использовать следующие методы и приемы:
1. Создание положительного эмоционального фона;
2. Создание игровых ситуаций, побуждающих к образному самовыражению игровых действий детей;
3. Педагогическая поддержка личностной самореализации детей в деятельности (создание рисунка, поделки и т. д);
4. Вопросы, побуждающие к раскрытию ранее воспринятых явлений.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие методы и приемы, мотивировать и актуализировать личные умения детей, к их рефлексии:
1. Создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуального игрового, двигательного, изобразительного и иного опыта, образных проявлений.
2. Создание жизненных ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания.
3. Мотивировать к оценочным высказываниям с привлечением в качестве аргументации примеры из собственного жизненного опыта.
Эти методы применяются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на равнозначных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения.
Важное место отводится позиции педагога. Педагог может носить оценочный и эмпатичный характер. Оценивая опыт детей, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь взаимоотношений эффекта субъект – субъектных.
В процессе высказывания отношений к жизненным умениям дошкольников, общения в разных видах деятельности, педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т. д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Влияние на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка.
Формирование и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальности может успешно реализовываться при создании следующих условий:
- Благовременная диагностика развития предполагает получение информации об индивидуальных особенностях личности ребенка, его жизненном опыте;
- Педагогическая поддержка целеустремленности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего «Я»;
- Обеспечение возможностей свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательноисследовательской и художественноэстетической;
- Развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;
- Сформирование общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявлять себя, поддерживает инициативность, волевые усилия;
- Взаимосвязь внешних и внутренних условий развития собственного «Я» ребенка.
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности ребенка строится соответственно индивидуальному и социальному развитию.
Воспитатель МБДОУ №50 «Светофорик» :
Остроухова А. А.