Папки-передвижки

Статья «Формирование графических навыков У Детей с ДЦП в Изобразительной деятельности посредством использования ИКТ».

Людмила Акуличева
Статья «Формирование графических навыков У Детей с ДЦП в Изобразительной деятельности посредством использования ИКТ».

Одной из особенностей, характеризующих ДЦП, является нарушение высших кинестетических функций, определяющих развитие произвольных движений, в том числе движений рук. Это затрудняет процесс формирования изобразительной деятельности, в том числе графических навыков. Между тем, целенаправленная подготовительная работа на дошкольном этапе помогает избежать многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе.

Публикация «Статья „Формирование графических навыков У Детей с ДЦП в Изобразительной деятельности посредством использования ИКТ“,» размещена в разделах

Несмотря на двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных занятий. Однако их продукция весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.

Казалось бы, у педагога имеется целый арсенал средств и приемов для того, чтобы научить ребенка способам рисования, однако общепринятые способы в работе с детьми с ДЦП должного эффекта не дают.

Поэтому мы разработали систему игровых упражнений «Умные пальчики» на интерактивной доске, которая направлена на коррекцию изобразительных и графических навыков у детей с ДЦП. Интерактивная доска имеет сенсорный экран, на котором ребенок может управлять изображением с помощью пальцев руки. Игры и упражнения проводятся 1 раз в неделю небольшими подгруппами по 4 человека. Каждое игровое упражнение длится 20-25 минут, из которых на работу с интерактивной доской отводится 5-7 минут. В изобразительные игры и упражнения обязательно включены разнообразные гимнастики, зрительные, пальчиковые и общефизические. Все занятия проводятся в игровой форме.

За основу мы взяли методики обучения рисованию детей с ДЦП Г. В. Кузнецовой и Касицыной «Рисующий гномик»[1, 2].

Каждое игровое упражнение, входящее в предложенную нами систему, решало несколько задач, а именно: формирование и коррекция изобразительных и графических навыков, а также коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации, сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений, познавательное, эмоциональное, коммуникативное и социальное развитие дошкольников.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти упражнения мы разделили на три группы:

– упражнения, направленные на обучение проведения вертикальных и горизонтальных линий;

– упражнения, направленные на обучение рисованию геометрических фигур;

–упражнения, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Приведем примеры рисования детьми горизонтальных, вертикальных, кривых и ломаных линий на интерактивной доске. Эти линии представляют собой какой-либо путь: путь самоката, мяча (упражнения «Научим медвежонка играть в футбол, кататься на самокате», тропинки в лесу («Медвежонок собирает грибы») и т. д.

При обучении детей изображению геометрических форм мы использовали рисование на интерактивной доске с применением трафарета и рисование по намеченным точкам. Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для выработки навыков штриховки или закрашивания какой-либо фигуры мы подобрали такие интересные игры и упражнения, как «Нарисуй забор для зайчика», «Дождик, дождик, поливай!», «Бабочки-красавицы» и др.

С целью формирования пространственных представлений использовали разнообразные упражнения на дорисовывание недостающей половины симметричной фигуры (яблока, груши, снеговика).

Прием дорисовывания на экране использовался также и в сюжетном рисовании. Причем дети дополняли сюжет предметами, которые уже научились рисовать. Например, к кораблю пририсовывали море (волнистые линии, к машинам – дорогу (горизонтальные линии) и дома (горизонтальные и вертикальные линии, к зайцам - елочки (треугольники). На последующих этапах дети учились придумывать и создавать сюжетные рисунки самостоятельно.

Навыки, полученные при рисовании пальчиками на интерактивной доске, закреплялись при рисовании на бумаге, в лепке, аппликации.

Результатом применения данной системы работы стало то, что практически все дети с ДЦП овладели навыками рисования вертикальных, горизонтальных линий, геометрических фигур; у многих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика. Повысилась самооценка ребенка через положительное отношение окружающих к результатам его деятельности.

Список литературы:

1. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 64 с.

2. Кузнецова Г. В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде.

Публикации по теме:

Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски Авторы статьи:Малышева Валентина Николаевна - заместитель заведующего МБДОУ № 452 Сметанина Елена Андреевна - педагог дополнительного образования.

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формирование графических навыков У Детей с ДЦП в Изобразительной деятельности посредством использования ИКТ».
Опубликовано: 21 января 2015 в 08:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД