МААМ-картинки

Современные подходы к образовательному процессу в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования

Цветкова Светлана Васильевна
Современные подходы к образовательному процессу в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования

Основная цель современного подхода в образовательном процессе : становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.

Актуальным вопросом в системе образования всегда является о его качестве. На современном этапе оно понимается как уровень надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Знания приобретаются в контексте модели будущей деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования фиксирует не только новые результаты образования, но и требования к этим результатам. Они не ограничиваются только предметными (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира, как при ЗУНовском подходе. К ним присоединяются еще метапредметные (универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия) и личностные (ценностно-смысловые установки личностной позиции, социальной компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация) результаты.

Публикация «Современные подходы к образовательному процессу в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования» размещена в разделах

Какие документы включает Федеральный государственный образовательный стандарт?

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность требований к

- к структуре

- к результатам

- условиям реализации

Конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС

ведомственные документы

1. Базовые образовательные программы (которые описывают когда, что и сколько изучать)

2. Фундаментальное ядро (по которому определяют, что знать к окончанию школы)

3. Модель оценки (в котором моделируется как оценивать результат)

4. Примерные рабочие программы по предметам (в которых расписывается, что должно быть изучено)

5. Программа развития Универсальных Учебных Действий (чему должны научиться на всех предметах)

6. Федеральный перечень учебников (какими книгами пользоваться)

7. Требования к кадрам, финансам, оборудованию и и т. д.

8. Программа духовно-нравственного развития и воспитания (какие ценности вырастит в себе ребенок)

Федеральный государственный стандарт образования — это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;

- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаться мобильностью;

- быть способны к сотрудничеству;

- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Методологической основой ФГОС является системно – деятельностный подход. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими универсальных учебных действий.

Новые задачи, которые необходимо выполнять учителям в условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС

- формирование универсальных действий для всех учебных предметов,

- формирование компетенций, необходимых ученикам для деятельности в новой обстановке и на качественно высоком уровне.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который базируется на положениях концепции П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, придерживается основных психологических закономерностей процесса обучения и воспитания, раскрывает структуру образовательной деятельности учащихся с учетом условий их возрастного развития. Системно – деятельностный подход выступает методологическим основанием ФГОС ООО, как системообразующий компонент; ориентирован на результаты образования. Он предполагает воспитание и развитие качеств личности обучающихся в соответствии с требованиями информационного общества, на основе стратегии социального проектирования и конструирования системы образования посредством разработки содержания и технологий, которые определяют пути достижения социально желаемого результата, личностного и познавательного развития школьников.

Целью системно – деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Системно - деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД) позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование

универсальных учебных действий основного общего образования. Виды УУД:

- Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)

- Познавательные - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие, умение ставить и решать проблемы.

- Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.

- Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Для этого учителям необходимо овладевать современными образовательными технологиями :

информационно – коммуникационными технологиями,

педагогическими технологиями проблемного, проектного обучения,

технологией учения на основе «учебных ситуаций», на основе уровневой дифференциации,

проблемно-диалогической технологией,

игровыми технологиями (деловые, ретроспективные игры, интеллектуальные турниры,

технологией критического мышления,

технологией «Дебаты»,

технологией исследовательской и проектной деятельности и др.

Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

Для достижения учеником планируемых результатов в рамках системно – деятельностного подхода к обучению применяется четыре типа уроков: урок открытия нового знания, урок построения системы знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии.

При построении учебного процесса в рамках ФГОС ОО независимо от типологии урока, важно учитывать ряд критериев результативности урока:

- цели урока выстраиваются с опорой на тенденцию передачи функции от учителя к ученику;

- учитель систематически обучает детей самим обнаруживать незнание, находить причины затруднений;

- владеет технологией диалога, обучает учащихся формулировать и задавать вопросы;

- согласно цели урока сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

- формирует контрольно-оценочную деятельность у обучающихся: задает четкие критерии самоконтроля и самооценки;

- поощряет и поддерживает даже минимальные успехи каждого ученика; обучает корректным формам выражения учеником собственной позиции;

- стиль, тон отношений на уроке, должны создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

- учитель специально планирует коммуникативные задачи урока: через совместную деятельность осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель – ученик».

Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов. Структура урока в технологии системно – деятельностного подхода содержит следующие этапы:

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приё мы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин;

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Важным условием реализации системно – деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к работе по новым образовательным стандартам. Показателями владения педагогом системно – деятельностными технологиями обучения является следующее:

- имеет гуманистическую позицию по отношению ко всем детям;

- мотивационно-целевое пространство уроков создает на основе развития личностных потребностей учеников;

- системно видит школьные дисциплины в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

- организует поисковую, проектную деятельность детей;

- формирует у детей навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; владеет способами организации рефлексии;

- осуществляет самоанализ своей педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов и др.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС позволяет развивать мышление через обучение деятельности (самоопределение, самореализация, рефлексия, формировать систему культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах, формировать целостную картину мира, адекватную современному уровню научного знания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к образовательному процессу в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования
Опубликовано: 30 декабря 2019 в 14:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД