Лучший педагог года

Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан

Мелана Аюбова
Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан

В настоящее время среди государственных социальных задач Российской Федерации большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для жизнедеятельности, установления контакта с окружающим миром и успешной психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В Дагестане насчитывается около 27 тысяч детей-инвалидов. Наличие безработицы, экстремальной и депрессивной обстановки влияет на рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Это предопределяет важность социально-психологической работы с такими детьми.

Публикация «Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан» размещена в разделах

Ограниченные возможности здоровья у таких детей означают существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении и овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение особыми детьми социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Разработка и проведение мероприятий с целью повышения ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, а также усовершенствование социально-реабилитационной деятельности может внести большой вклад в развитие науки. Разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей и сущности процесса социальной реабилитации. Правильно подобранный комплекс мер реабилитационного характера обеспечит положительный процесс адаптации индивида в общество. Таким образом, социально-психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем психологической помощи и социального обслуживания в рамках образования.

Результаты проведенного нами теоретического анализа позволили нам прийти к выводу, что одним из самых актуальных направлений в психологии как в России, так и во всем мире, является психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии и формирование социальной компетентности. Такое внимание объясняется рядом причин: увеличением удельного веса перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости; патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в биологической и социальной дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе.

Разработка и апробация направлений психолого-педагогического сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях в полиэтнической образовательной среды позволили нам выделить основные направления работы.

1. Психолого-педагогическое влияние, направленное на развитие конкретных социальных навыков у ребенка. В контексте этих проблем разработан целый ряд социальных навыков, которые позволяют ребенку понять сложное искусство - успешно жить в мире и согласии с самим собой и с другими. Это прежде всего позитивные навыки взаимодействия, разрешение конфликтов, совершенствование методов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности, социальной чувствительности, саморегулирующиеся, самоанализ.

2. Работа с семьей. Эта работа заключается в повышении компетентности родителей и необходимо создания благоприятных условий для развития и воспитания детей.

3. Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптимальной образовательной среды. Мы считаем, что, несмотря на особенности развития детей, в психолого-педагогическом сопровождении социально-дезадаптированного ребенка все же необходимо опираться на личную активность ребенка, на его резервные возможности к формированию образа «Я» как активного субъекта деятельности.

4. Работа с общественностью. Был разработан опросник и проведено социологическое исследование на предмет отношения общества к лицам с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, мы считаем, что предложенные и апробированные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях в полиэтнической образовательной среды в рамках проблемы социализации паралелльно решает и другую задачу - коррекция социально-дезадаптивного поведения детей с ОВЗ, которые должны осуществляется по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, учитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Литература

1. Бажукова О. А. Коррекция дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2007.

2. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002.

3. Пилипко Н., Чибисова М. Тематические встречи // Школьный психолог, 2014. №9. С. 22-25.

4. Уфимцева Л. П., Трубачева Т. П., Семенайт Н. А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2002. №4. С. 57-63

5. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения – М. :, 2012.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения «Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения» Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников.

Дифференцированный подход в условиях организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями Цель проекта:Разработать систему дифференцированного подхода к детям с различным речевым дефектом, различным эмоциональным самочувствием.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с особыми образовательными потребностями по теме «Весна. Кораблик» Подготовила :Найдун С. В., воспитатель Детского дома – интерната ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения» Цель:.

Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Маркова Галина Михайловна, МБДОУ ЦРР - детский сад № «Чуораанчык», муниципального.

Презентация «Социальная адаптация детей с ОВЗ на основе профессиональной подготовки» 1-ый слайд Социальная адаптация детей с ОВЗ на основе профессиональной подготовки. Социальная адаптация детей с ОВЗ на основе профессиональной.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными.

Консультация «Обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ» .

Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями» Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Верить в свои возможности, никогда не опускать руки.

Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ Дети с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речевого развития несомненно должны быть обеспечены специальными условиями в дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в полиэтнической среде на примере Республики Дагестан
Опубликовано: 21 октября 2019 в 21:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД