Елена Озерова
Духовно-нравственное воспитание посредством русской народной сказки «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете
На тему: «Духовно-нравственное воспитание через русскую народную сказку «Репка».
Подготовила: воспитатель первой категории
Озерова Елена Игоревна
Актуальность духовно-нравственного воспитания.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание посредством русской народной сказки „Репка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- «Репка»
- Темочки
Наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис : государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания в детском саду :
Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Задачи:
1. Формировать первоначальные нравственные представления о семье, добре, послушании, доброжелательности, благодарности, трудолюбии;
2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:
- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствие при огорчении, радость за удачи других.
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
Тема моей работы по духовно-нравственному воспитанию – «Духовно-нравственное воспитание через русскую народную сказку «Репка».
Эта сказка детям хорошо знакома, ее читали детям родители, мы изучали ее в начале года. Поэтому ее рассказывали вместе. Я начинала предложение, дети заканчивали. Так мы выполняли сразу несколько задач:
- развитие речи детей;
- воспитание умения слушать другого человека, не перебивая;
- уверенность в себе;
- воспитание интереса к народному творчеству;
- желание помочь персонажам;
Далее была проведена беседа:
- кто репку посадил?
- какая она выросла?
- смог ли дед сам ее вытащить? Почему?
- Кто ему помогал?
Чему учит сказка : тому, что когда предстоит трудная работа, с которой человек не может справиться в одиночку, можно позвать на помощь родных, друзей.
На следующем занятии мы выполняли аппликацию «Репка». Мотивировала детей желанием помочь Деду с Бабкой посадить репку. В этих занятиях я ставила следующие задачи духовно-нравственного воспитания :
- учить вежливо просить о помощи;
- развивать сочувствие к людям, желание помогать другому.
Получив результат (грядка с репками, услышали слова благодарности от Деда и бабки. Сформировалось позитивное отношение к оказанию помощи.
Что планирую в дальнейшем в этом направлении:
Продолжить знакомство детей с русским народным творчеством через сказки : «Теремок» (театрализованная деятельность, «Заюшкина избушка» (чтение худ. Литературы, рассказ по картинкам, игра-драматизация)
Работа с родителями (список литературы, рекомендуемой для прочтения детям).
Продолжать давать детям духовно-нравственные ориентиры через чтение художественной литературы; коллективные работы по лепке, аппликации, рисованию; подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают детям педагоги.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом.