МААМ-картинки

Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей

Ираида Баева
Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей

Воспитатель — Баева И. И. Музыкальный руководитель: Моногарова Н.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение: наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является важнейшей нравственной категорией. Поэтому возникает потребность в разработке новых технологий духовно-нравственного воспитания детей.

Публикация «Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

С 2009 года наше Учреждение участвует в инновационной деятельности в сфере образования г. Н. Новгорода по теме: «Создание, апробация и внедрение педагогической технологии нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (научный руководитель Элеонора Павловна Костина, профессор кафедры управления дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук, доцент).

В своей работе мы поставили следующие задачи: воспитывать любовь к родному дому: семье, малой Родине – Нижегородскому краю и большой Родине – России; приобщать детей к основам национальной культуры, быта и межличностных отношений; развивать потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

Наиболее эффективным и доступным средством формирования духовно – нравственных качеств, на наш взгляд, является русская народная сказка. Педагогическая ценность сказок раскрывается в следующих особенностях, представленных на экране.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Уже 4 года в нашей группе мы используем сказку в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Свою работу мы начали с обогащения предметно – пространственной среды группы, которая подгружает ребёнка в сказку (сказочный коллаж, уголок сказки, разные виды театров, игры направленные на разыгрывание и моделирование сказок и многое другое).

Эффективной формой работы со сказкой является составление цепочек интересных событий. Сущность данной формы работы заключается в том, что герой сказки совместно с детьми проживает все интересные события в группе, будь то режимные моменты; совместная деятельность; дни рождения; разрешение конфликтных, проблемных ситуаций; разработку правил и др.

Данный вид работы со сказкой подразумевает поэтапное решение задач по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Знакомство со сказкой на 1 этапе подразумевает: чтение, рассказывание, рассматривание картин, иллюстраций.

На втором этапе происходит включение героев сказки, педагогом, как в непосредственную образовательную деятельность, так и в режимные моменты. Герой сказки объединяет вокруг себя различные области знаний, содержание которых педагог отбирает из темы диктуемой образовательной программой детского сада.

Таким образом, с помощью сказки мы осуществляем связь между разными образовательными областями, и разными видами деятельности.

Два предыдущих этапа подготавливают ребенка к самостоятельной творческой переработке знакомых сказочных сюжетов.

Третий этап - самостоятельная, творческая деятельность детей.

Работа по воспитанию духовно – нравственных качеств личности стала наиболее эффективна, когда мы установили тесную связь с родителями детей. Нами были апробированы и использованы в практике формирования духовнонравственных качеств личности следующие формы работы с родителями:

Родительские собрания на духовно – нравственные темы.

Открытые показы воспитательно – образовательного процесса.

Вечера вопросов и ответов.

Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары – собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО).

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье.

Индивидуальные консультации специалистов.

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки – передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Накопление, систематизация, распространение опыта семейного воспитания (мультимедийное представление, оформление персональных выставок, семейных газет, генеалогическое дерево и др.)

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке к праздникам).

Результатом инновационной работы стало повышение нашей профессиональной компетентности по вопросам духовно – нравственного воспитания детей. Данный педагогический опыт был представлен в НИРО на рождественских чтениях на тему: «Первые шаги в овладении основами духовно – нравственного воспитания» (2011год, а также на ежегодной епархиальной педагогической конференции «Духовно- нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях», прошедшей в августе 2011.

Подводя итоги в работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию можно сделать следующие выводы: дети стали любознательными, активными; эмоционально отзывчивыми; способными решать интеллектуальные личностные задачи. Кроме того, результатом работы можно считать, победу наших воспитанников в районных конкурсах: семья Пешковых фотоконкурс «Сделаем город лучше», семья Левиных «Украсим главную ёлку района», семья Сербин конкурс информационных технологий «Учитель в моей семье», воспитанники группы принимали участие в районном песенном фестивале «Сормовские соловушки».

Также результатом нашей работы мы считаем взаимодействие с другими детскими садами города и области, которое направлено на обобщение, расширение и внедрение опыта духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Ожидаемый результат:

1. Модель региональной педагогической технологии нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Обобщение и распространение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию в средствах массовой информации.

3. Расширение спектра связей с учреждениями культуры, искусства.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как источник духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 12 июня 2014 в 12:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД