Папки-передвижки

Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей дошкольников ОВЗ в условиях детского сада

Наталья Черемных
Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей дошкольников ОВЗ в условиях детского сада

Из факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего и, как правило, длительнее всего. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

Публикация «Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей дошкольников ОВЗ в условиях детского сада» размещена в разделах

Семья – это живая система, стремящаяся к своему развитию, в которой происходит взаимодействие между всеми членами семьи и влияние их друг на друга. Исходя из этого, оптимизация развития психических процессов и функций воспитанника ДОУ с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от того как специалисты ДОУ относятся к процессу организации психолого-педагогической помощи такому ребенку: взаимодействуют ли они с ним изолированно по поводу минимизации определенной дисфункции или же оказывают содействие ребенку не только при непосредственном контакте с ним, но и в процессе постоянного общения с его близкими родственниками. Последний вариант, предполагающий системную и комплексную работу не только с дошкольником, но и его семьей, по нашему мнению, является намного более результативным. Однако, подобная работа предполагает, что специалисты ДОУ владеют не только методами диагностики и коррекции определенных психических и физических функций, а также определенных особенностей воспитания и восполнения пробелов в обучении, но и системным анализом как самого воспитанника, так и анализом взаимоотношений внутри его семьи, а также роли его родственников в минимизации определенной дисфункции у ребенка.

Важнейшим условием, обеспечивающим успешность психолого-педагогической работы с семьей дошкольника с ОВЗ, является, прежде всего, изменение структуры и содержания профессиональной деятельности специалистов (воспитателя, психолога, учителя логопеда и др., на основе принципа интегративного взаимодействия. Сущность данного принципа заключается в необходимости овладения специалистами новыми многофункциональными компетенциями. Помимо расширения спектра методик коррекционного воздействия, повышающих эффективность работы специалистов с детьми с ОВЗ, а также форм работы с их родственниками, очень важным является профессиональная готовность специалиста к осуществлению системного психологического сопровождения таких детей.

Селиванова О. Г. отмечает, что эта готовность включает в себя три компонента: когнитивный, деятельностный и личностный.

Когнитивный компонент подразумевает наличие у педагога знаний о состоянии психического и физического здоровья детей, с которыми он работает, а также об особенностях еговнутрисемейной ситуации и ее ресурсах, которые можно использовать.

Деятельностный компонент готовности педагога к работе с детьмис ОВЗ, по мнению автора, предполагает сформированные у педагога умения проектировать образовательный процесс с позиций здоровьесбережения.

Личностный компонент, как отмечает Селиванова О. Г., это такие личностные качества педагога как гуманизм, высокая нравственность, эмпатия, проявляющиеся в работе с детьми с ОВЗ. Кроме того, по нашему мнению, к личностному компоненту стоит отнести еще и внутреннюю открытость всем субъектам образовательного процесса и желание с ними взаимодействовать с целью оптимизации развития воспитанников.

Сочетание когнитивного, деятельностного и личностного компонентов готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями позволяет успешно решать педагогические задачи и достигать поставленных в работе целей.

Таким образом, в условиях роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья особую актуальность приобретает нацеленность дошкольного образования на комплексную психолого-педагогической помощь семьям воспитанников, оказываемую на основе системного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Селиванова О. Г. Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в контексте профессионального стандарта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 36–40. – URL : https://e-koncept.ru/2014/65279.htm.

2. Болотова Н. П. Психолого-педагогическая работа ДОУ с семьей, как фактор здоровья эмоциональной сферы ребенка. Сборник науч. трудов Конференция с международным участием «Современный ребенок: Какой он? - Шадринск. - 2015.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании дошкольников в ДОУ. Задачи:.

Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ и родителями. Вся работа строится на подборе.

Преемственность в работе детского сада с семьёй и школой по реализации задач математического развития дошкольников Доклад на тему: «Преемственность в работе детского сада с семьёй и школой по реализации задач математического развития дошкольников».

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 " Дельфиненок" г. Минеральные Воды Консультация для родителей.

Методическая разработка «Содержание психолого-педагогической работе в с детьми 3–4 лет» Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек,.

План профессионального самообразования воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» План профессионального самообразования воспитателя Малофеевой Анны Викторовны МДОУ детский сад №5 «Сказка» р. п. Озинки. на тему: «Гендерное.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях лекотеки Статья Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях лекотеки В настоящее время существует большое количество исследований.

Взаимодействие детского сада с семьей как условие успешного целостного развития личности дошкольника в условиях реализации Пояснительная записка За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей дошкольников ОВЗ в условиях детского сада
Опубликовано: 28 октября 2019 в 13:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД