Папки-передвижки

Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС

Галина Петнева
Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС

ОПЫТ РАБОТЫ

«Система работы по патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС»

Составила: Заместитель заведующего

по ВМР Петнева Г. А.

2017г

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противоречием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС» размещена в разделах

В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. Приняты нормативные документы по данной проблеме:

• Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»,

• Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»,

• Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751,

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской» и Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Одной из основных задач ФГОС ДО является : «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Образовательная программа МБДОУ детского сада №47 «Бельчонок» разработана на основе ФГОС ДО, Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, содержание которой реализует принцип уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации, формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения. Работа строится по принципу «от близкого к далекому, от простого к сложному» — от познания ребенком себя, своего имени, своих родителей в младшем дошкольном возрасте до знаний некоторых сведений об истории, достопримечательностях, главных улицах города в котором он живет — в старшем дошкольном возрасте.

Весь комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников мы разделили на несколько блоков. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Разрабатывая темы на новый учебный год, мы решили, что темами по патриотическому воспитанию будут :

«Детский сад» - сентябрь

«Мой дом, поселок» - октябрь

• Русское народное искусство» -ноябрь

«День народного единства» - ноябрь

«Я и моя семья» - ноябрь

«Народные ремесла» - январь

«Пришла Коляда- отворяй ворота» - январь

«Есть такая профессия – Родину защищать» - февраль

«Масленица» - февраль

«День Победы» - май

В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Большая роль отводится созданию предметной развивающей среды ДОУ. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей действительности предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Так в нашем детском саду собрано много экспонатов предметов быта русского народа (прялка, веретено, жаровой утюг, ухват, кочерга, самовар, сито, горшки для приготовления пищи, глиняные крынки и другая утварь, сделан макет русской печи). Педагогами разработаны дидактические пособия: «Из истории русского национального костюма», «Как раньше растили хлеб», «Русские народные праздники», «Русские народные игры», фотоальбомы «Щелковский муниципальный район», «Поселок Монино». В каждой группе оборудован уголок патриотического воспитания : в младших группах содержание ориентированно на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной поселок); в старших группах материал по ознакомлению с родным поселком, страной, государственной символикой, также в группах выставляются предметы народного декоративно-прикладного искусства. В оформлении интерьера детского сада используются предметы быта русского народа и декоративно-прикладного искусства.

Работу педагогов по организации предметно-развивающей среды в группах стимулирует проведение различных конкурсов по патриотическому воспитанию. Так были проведены конкурсы «На лучшую дидактическую игру по патриотическому воспитанию», «Лучший уголок по патриотическому воспитанию». В результате проведенных конкурсов, обогатилось содержание уголков по патриотическому воспитанию (разработаны тематические папки «Награды Великой Отечественной войны», «Богатыри земли русской», «Моя семья», «Профессии» и другие, собраны фотоальбомы, разработаны дидактические игры «Путешествие по Монино», «Красота России», Калейдоскопы «Салют Победы», «Символ Победы», «Война и мир», «Узнай по силуэту», «Художественный салон» и другие). Данные пособия способствуют обогащению и закреплению знаний детей, развитию творческих способностей, желанию самостоятельно добывать знания.

Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.

Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:

1. Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

2. Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом.

3. Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.

Педагогами нашего детского сада накоплен богатый опыт по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В 2012 года на базе нашего детского сада был проведен марафон педагогического мастерства, на котором был обобщен и распространен опыт работы по данной теме в Щелковском районе.

Говоря о нравственно – патриотическом воспитании, нельзя останавливаться лишь на приобщении ребенка к культуре русского народа. Поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому

Воспитание уважения к труду

• Формирование элементарных знаний о правах человека

• Расширение представлений о городах России

• Знакомство детей с символами государства

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам

Для закрепления и систематизации знаний педагогов по различным направлениям патриотического воспитания организовываются консультации семинары –практикумы, деловые игры и открытые занятия:

«Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России»

«Дошкольникам о защитниках Отечества»

• «Музыка в формировании нравственно-патриотического воспитания детей

«Богатыри земли русской»

«По страницам великой Победы» и другие

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый детский сад должен строить свою работу в соответствии с местными условиями, ближайшим окружением.

Большое внимание уделяется работе по ознакомлению детей с родным краем. Это - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно добиться только систематической работой.

Начиная работу по воспитанию у детей любви к родному поселку Монино, педагог обязан сам хорошо его знать. Силами педагогов детского сада был оформлен альбом «Наш родной поселок Монино», где собран материал, о создании поселка, его развитии. Нашим путеводителем по родным местам служит книга Г. А. Череховой «Щелковский край. Городское поселение Монино». На основе архивных данных и материалов рукописной книги «История поселка Монино» показано развитие поселения, подробно освещается история ВВА имени Ю. А. Гагарина, книга имеет много иллюстративного исторического материала, освящена вся культурная, экономическая и социальная жизнь поселка Монино. Градообразующим учреждением многие годы была Военно- воздушная академия имени Ю. А. Гагарина, поэтому жизнь многих семей была неразрывно связана с академией, с военной службой. В нашем поселке трудились, жили и живут герои Великой Отечественной войны, герои труда, им установлены памятники и мемориальные доски. Всего на территории поселка 15 памятников и 28 памятных досок выдающихся военачальников. Поэтому надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. В нашем поселке много памятников людям, посвятивших жизнь авиации и военно-воздушной академии. Для того, чтобы дети ближе познакомились с достопримечательностями, воспитатели проводят экскурсии или целевые прогулки к памятным местам (проводились целевые прогулки к памятникам К. В. Маслова, С. А. Красовского, к памятнику «Скорбящей матери», на аллею героев.

На экскурсии дети получают знания о родном поселке, обогащаются знаниями о героях Великой Отечественной войны и героях труда. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности. Проведение тематических дней, посвященных поселку Монино, проходят очень интересно. Материал отбирается с учетом возрастных особенностей детей: так дети младшего возраста получают первые представления о своем поселке – дети рассказывают о своем доме и любимом месте, где они гуляют с родителями; дети старшего возраста – знакомятся с названиями улиц, на которых они живут и историей происхождения названия, рассматривают фотографии с изображением памятников, рассматривают иллюстрации в книге о Монино, знакомятся с гербом Монино, воспитатель читаем исторические справки, посвященные нашему поселку, дети рассказывают о самых любимых местах в Монино. Знания, полученные на специально организованных занятиях, закрепляются в различных формах работы, в свободное время. Воспитателями подготовительной группы разработана дидактическая игра «Путешествие по Монино». Цель игры: обобщить знания детей о родном поселке Монино, в котором они живут, его особенностях и достопримечательностях.

Использование метода проектов в системе нравственно-патриотического воспитания является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Педагогами ДОУ разработаны проекты «Моя семья», «Мой поселок Монино», «Этих дней не смолкнет слава», «Детям о великой Победе».

Особый интерес у детей вызывают праздники «День защитников Отечества» и «День Победы», так как жизнь многих родителей и дедов была связана с армией. Дети могут наблюдать в городке за прохождением колонны курсантов кадетской летной школы, в названиях памятников и улиц живут имена героев Великой отечественной войны. В свободной деятельности воспитатели с детьми рассматривают иллюстрации о Российской Армии, памятных местах поселка Монино и Великой Отечественной войне, читают рассказы, учат песни и стихи.

Праздник, посвященный дню Защитника Отечества в детском саду, проходит с приглашением родителей. Особое удовлетворение дети получают от участия их родителей в спортивных состязаниях. Такие мероприятия способствуют не только сплочению семей, воспитанию гордости за своих родителей, но и воспитывают у детей гордость за нашу Родину, желание служить в армии, приносить пользу государству.

Многолетнее сотрудничество с Советом ветеранов, позволяет нам проводить праздники, посвященные Дню Победы с участием ветеранов. Детям бывает трудно понять все тяготы, которые перенесли эти люди, как героически они сражались, но видя пожилого человека, у которого вся грудь в орденах и медалях, дети восхищаются и понимают, что этот человек герой. К этому празднику дети готовят подарки ветеранам.

Хорошей традицией на День Победы стало посещение памятников выдающимся военным начальникам, служившим в Монино: Герою Советского союза маршалу авиации С. А. Красовского, основателю военного городка Монино К. В. Маслову, памятнику «Скорбящей матери» и возложение цветов к их подножию.

В детском саду разработан план работы с социумом, заключены договора о сотрудничестве с Монинской библиотекой, музыкальной школой, Домом офицеров. Все совместные проведенные мероприятия способствуют обогащению знаний детей, развитию творческих способностей.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует особого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому работа с родителями занимает важное место в данной проблеме.

С родителями проводилось анкетирование на тему «Что вы знаете о Монино?».

Консультации: «Музеи родного поселка», «Великие полководцы современности»

Фотовыставки: «Мой родной поселок», «Военные династии», «Кто подарил нам мир»

Родительские собрания: «Добрая семья прибавит разума, ума», «Растим патриота вместе».

Результатом работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Публикации по теме:

Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС до Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является.

Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС РМО в МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка» Тема РМО: «Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях.

Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования Калимуллина Сания Фагимовна - воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светофорик» города Буинска Буинского муниципального.

Опыт работы НОД по конструированию в условиях ФГОС ДО Видео В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Стратегические изменения, происходящие в связи с.

Педагогический совет «Система работы по экологическому воспитанию в МБДОУ» Цель: Систематизировать работу ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Задачи: 1. Систематизация форм и методов работы.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по ФГОС ДО Сентябрь Неделя Этические беседы Нравственно – патриотическое воспитание Тема: «Моя Родина. Мой город». Совместная, самостоятельная деятельность.

Доклад по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях развития системы дошкольного образования. Эпиграф: Вселенский опыт говорит,.

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС до В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно.

Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Актуальность и просто жизненная необходимость.

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС
Опубликовано: 16 марта 2017 в 08:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД