Лучший педагог года

Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Гузяева
Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

«Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации духовно-нравственного развития. Ведущим средством является народная культура. Приобщение к отечественной народной культуре – приоритетное направление в работе ДОУ.

Публикация «Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнком – эмоционального, эстетического, духовно-нравственного. Поэтому он может выполнять важные воспитательный функции: обогащение мира душевных переживаний ребёнка, развитие чувства родного языка, художественных способностей, любви к малой Родине. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представление о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами, духовным наследием своего народа.

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями, обрядами, обычаями отцов, дедов, прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.

Люди разных национальностей в восточносибирских сёлах жили в основном охотой, рыболовством, им приходилось много месяцев проводить в тайге. Условия жизни способствовали появлению в сибирском фольклоре таких персонажей, как бродяги, охотники, лихие атаманы - разбойники, лесные духи.

Ведущим жанром фольклора являются сибирские сказки, легенды, связанные с жизнью народов Прибайкалья. В настоящее время они напечатаны в двухтомном сборнике «Байкала – озера сказки», составитель Н. Н. Есипёнок, а также постоянно печатаются в журнале «Сибирячок».

Бурятские, эвенкийские, тофаларские сказки, легенды, песни – это творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от Байкала.

Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках и легендах ярко выражены нравственные формы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц. Благодаря такому языку создаётся особый фантастический мир, в котором всё представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.

Сибирский фольклор очень самобытен и своеобразен. В нём заложена житейская мудрость, национальный колорит и художественная выразительность образов.

Особо значительный цикл представляют сказки и легенды о Байкале, об истории заселения его побережий. Сибирские сказки и легенды сохранили в себе особенности, характерные для этих жанров в целом.

Сказка – это вымысел, действительность, преображённая фантазией. По структуре – это небольшая повесть, где неустойчивый текст и свободная форма.

В сказке эпизоды и мотивы следуют друг за другом, события и действия персонажей связаны между собой, в них много фантастического. Обычно сюжет сказки строится на чудесах, а сюжет легенды – на чуде, который совершает святой или «духи», домовой.

Легенда – это действительность, фантазией лишь украшенная, повествование о прошлом. Тематические легенды могут быть о животных (зверях, птицах, рыбах) и их происхождении; о святых и их хождении по земле, аду и раю, их помощи людям.

Сибирские легенды раскрывали ребёнку часто мир природы с приключениями в ней героев и воспитывали милосердие, духовность, доброту, честность, смелость.

Сибирская сказка покоряет слушателей богатством вымысла, удивительным переплетением фантастического и реального, а это особенно нравится детям. Здесь нет нравоучений, а лишь намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказочных сюжетах кладезь мудрости, разделение добра и зла, победа добра и хороший конец. Отрицательные персонажи с плохими поступками наказываются, а положительные герои проходят испытания и за это вознаграждаются. Ореол тайны и волшебства сибирских сказок удовлетворяет потребность детей увидеть, почувствовать красот, доброту и желание слушать.

По тематике и стилистике сибирские сказки, как весь жанр, можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебные, бытовые (сатирические).

В волшебных сказках отражена не только сибирская природа – озёра, реки, леса, горы, одушевлённые народным воображением. Это могучие национальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом. Они борются с чудовищами или злыми врагами за свободу народа и справедливость.

Для волшебных сказок характерны присказки, традиционные зачины, концовка, которая обычно носит шутливый характер. Она рифмована и произносится скороговоркой («Вот вам сказка, а мне бубликов связка»).

В волшебных сибирских сказках путешествия героев совершаются ради важного задания, на пути они встречаются с коварными противниками и волшебными помощниками. Победить противников герою помогают разные волшебные «средства» (клубок, зеркальце, гребешок) или говорящий зверь, птица.

Повествование сказки ведётся при помощи устойчивых формул, которые ускоряют или замедляют действие: «близко ли далеко ли, скоро ли коротко ли»; другие рисуют внешний облик персонажа: «Баба-яга костяная ног, в ступе идёт, пестом упирается, помелом след заметает». Часто используется приё м троекратного повторения: (три раза герой бьётся со злом, три брата и т. п.). в волшебных сказках много эпитетов («конь добрый», «леса дремучие», гипербол («бежит – земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»).

Персонажи социально-бытовых сатирических сказок наиболее близки к повседневной жизни народов тайги, занимающихся охотой, рыбной ловлей, скотоводством. Они борются с нуждой и вечными врагами – богатеями. Одерживая верх над знатным человеком, бедняки торжествуют, что победила справедливость без использования чудесных помощников.

Сибирские сказки о животных наиболее близки и доступны детям дошкольного возраста. Они невелики по объёму, просты по композиции, нередко с юмором. Героями сказок чаще всего бывают сибирские звери, рыбы, птицы (соболёк, бурундучок, горностайчик, омулёк и др.). Язык изобилует пословицами, поговорками и другими элементами сибирского проторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни двора», уменьшительно-ласкательные формы («утонюшка», «гусяточки», особый ритм («шла-шла, гору нашла, море прошла, молот избила, просвиру изгрызла», «сапоги износила», красочные сравнения («платье-то, как звёзды на небе горят»).

Во многих сказках присутствует сибирская лексика : названия сибирских сёл, деревень, городов, рек, краев.

Таким образом, сказки, созданные народом Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития старших дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями и обычаями народов Прибайкалья.

Публикации по теме:

Последовательность работы по обучению старших дошкольников с ЗПР выполненению графических диктантов В системе дошкольного образования многие педагоги предлагают детям старшего дошкольного возраста нарисовать графический диктант. Делать.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2015 в 19:12
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД