Получи документы

Семинар-практикум «Социально-психологический климат в ДОО»

Ирина Муравьёва
Семинар-практикум «Социально-психологический климат в ДОО»

Цель. Познакомить педагогов с понятием благоприятный социально-психологический климат, его характеристиками. Помочь педагогам осознать, что они могут сделать для улучшения климата в ДОО.

Подготовка: проведение предварительного тестирования педагогов по «Экспресс-методике» О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто. Подготовка памятки.

План проведения:

1. Приветствие. Игра «Здравствуй, друг!»

2. Введение в проблему: что такое социально-психологический климат?

3. Результаты тестирования педагогов по социально-психологическому климату в педагогическом коллективе («Экспресс-методика» О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто.)

Публикация «Семинар-практикум „Социально-психологический климат в ДОО“» размещена в разделах

4. Практическая часть - тест «Важней всего погода в ДОО».

Памятка для педагогов «Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?»

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ход семинара-практикума:

1. Приветствие.

Цель: ознакомление педагогического коллектива с целью и задачами семинара-практикума. Создание непринуждённой психологической обстановки, настроя на совместную работу.

- Здравствуйте, дорогие коллеги! На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, что такое благоприятный социально-психологический климат, каков уровень климата в нашем коллективе, и что мы можем сделать для его улучшения. Но для начала давайте поприветствуем друг друга.

Игра – приветствие «Здравствуй друг!».

Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! (Здороваются за руку.)

Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга.)

Где ты был? (Дергают за ушко друг друга.)

Я скучал! (Кладут руки себе на сердце.)

Ты пришел! (Разводят руки в стороны.)

Хорошо! (Обнимаются.)

2. Ознакомление педагогического коллектива с понятием “социально-психологический климат”.

Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата особенно актуальна в наше время. Психологический климат в ДОО оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, на формирование личности детей дошкольного возраста. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Педагогический коллектив достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе воспитательно-образовательной работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными качествами воспитателя, среди которых можно выделить такие как, организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Напряжённые ситуации педагогической деятельности вызывают у педагогов импульсивные действия по отношению:

• к детям: окрики, одёргивания;

• к родителям: конфликты, повышение тона;

• к коллегам: конфликты, ссоры, необоснованная неприязнь.

• к администрации: повышение тона, неадекватное реагирование на любое замечание.

Благоприятный психологический климат – это, прежде всего, безопасная атмосфера микросоциума, положительно влияющая на самоощущение воспитанников и коллектива, обеспечивающая психологическое здоровье и определяющая общий эмоциональный настрой на деятельность. Именно в такой среде возможно накопление эмоционального ресурса, позитивное взаимодействие друг с другом.

- Что такое социально-психологический климат?

Термин происходит от греческого термина "klimatos" – наклон, и означает качественную сторону межличностных отношений, способствующих, либо препятствующих продуктивной совместной деятельности в малой или большой социальной группе.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны".

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, это те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата.

Отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата.

Преобладают пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг другу; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

Основными факторами формирования социально-психологического климата являются следующие:

• характер производственных отношений того общества, составной частью которого является коллектив;

• содержание, организация и условия трудовой деятельности;

• особенности работы органов управления и самоуправления;

• характер руководства;

• степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

• социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т. д.

От состояния морально-психологического климата педагогического коллектива зависит эффективность воспитательно-образовательной деятельности ДОО.

Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:

• доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика;

• свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

• отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

• высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

• принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Чтобы создать такой благоприятный климат важно знать как вы себя чувствуете в кругу коллег, как оцениваете свои отношения с ними.

3. Результаты тестирования педагогов по социально-психологическому климату в педагогическом коллективе («Экспресс-методика» О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто.)

4. Практическая часть - тест «Важней всего погода в ДОО».

- Чтобы ужиться в коллективе, найти в нём своё место и получать от делового и личностного общения удовольствие, чувствовать себя реализовавшимся нужно хорошо знать себя. Но все ли себя хорошо знают? Давайте познакомимся с собой поближе.

- Представьте себе такую ситуацию:

Ситуация 1. Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой, и начинаете есть, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного человека быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашей способности к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь, как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по вашим правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Ситуация 2. Представьте, что Вы восходящая звезда эстрады и только что закончили запись своего дебютного компакт-диска. Теперь Вам осталось лишь решить, каким будет дизайн обложки Вашего диска. Какой дизайн вы бы выбрали?

1. Успокаивающий пейзаж с использованием фотографий экзотических мест.

2. Весёлый рисунок из комиксов или забавную картинку.

3. Абстрактный рисунок, без какого-либо смысла, но такой. Что заставляет людей задуматься.

4. Своё собственное фото.

Если выбрали 1 вариант ответа, то Вы воспринимаете себя как мягкую и заботливую личность, способную для каждого найти своё доброе слово. Вы считаете себя чувствительным и восприимчивым, но другим иногда кажется, что Вы построили вокруг себя стену, за которую никто не может проникнуть, и ваша чувствительность и забота кажутся неискренними. Вам следует больше доверять людям, рассказывать о своих чувствах. Способствовать доверительным отношениям между коллегами помогут нестандартные мероприятия (капустники, тренинги, группы поддержки и т. д.).

Если Вы остановили свой выбор на 2 варианте, то Вы воспринимаете себя как открытого, весёлого, дружелюбного человека. С вами всегда весело. Но иногда своим коллегам Вы кажетесь ненадёжным, легкомысленным, способным только развлекаться. Вы реализуете себя в подготовке и проведении мероприятий развлекательного характера для коллег, детей и родителей.

Если 3 вариант, то, скорее всего, Вы считаете себя одарённой, творческой, отличающихся от других личностью. Коллегам можете казаться высокомерным, не готовым к сотрудничеству человеком, а также обидчивым и претенциозным. Если Вы действительно неординарны (хорошо поёте, рисуете или сочиняете стихи, то поделитесь способностями с коллегами. Если же амбиции основаны только на самомнении, то подумайте, вносите ли Вы что-то позитивное в работу коллектива, необходим ли он Вам?

4 вариант. Вы воспринимаете себя, как человека честного, прямолинейного, способного говорить правду, несмотря на обстоятельства, невзирая на лица. Однако коллеги могут воспринимать Вас как человека упрямого, не умеющего найти общий язык с остальными, иногда грубого и невоспитанного. Помните честность достойна, когда она корректна.

- Примите результаты теста без обид и задумайтесь …

Раздача памяток «Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?» (приложение 1.).

5. Подведение итогов занятия.

На сегодняшней встрече мы с вами попытались не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и я, надеюсь, создать позитивный настрой для успешного продолжения нашей работы.

Рефлексия: оцените занятие двумя словами, но начинающимися на одну и ту же букву.

До свиданья, всем спасибо за сотрудничество!

И. Муравьёва педагог-психолог МАДОУ г. Рязани "Детский сад № 134"

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Как помочь агрессивному ребенку» Цели: 1. Предоставить информацию о том, что такое агрессия, каковы ее причины и формы проявления, чем агрессия отличается от агрессивности.

Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида «Психологический климат в коллективе» Семинар-тренинг, для учителей для коррекционной школы VIII вида. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного.

Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ, как условие индивидуального подхода к развитию ребенка Педагогический коллектив – это сложная социальная система, в которой, взаимодействуют и сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными.

Консультация для родителей «Психологический климат семьи» "Психологический климат семьи. " Психологический климат в семье благоприятный только тогда, когда в семейном кругу все друг к другу относятся.

Психологический климат коллектива педагогов Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое.

Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения Семирякова Елена Геннадьевна старший воспитатель ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ.

Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО» Семинар – практикум для педагогов «Интегрированный подход к организации образовательного процесса» Цель: Повысить профессиональную компетентность.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ.

Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО» Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных.

Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок» Социально- психологический семинар для педагогов: «Конструктивное общение в паре «взрослый - ребенок»; «ребенок- ребенок» Цель: освоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Социально-психологический климат в ДОО»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 13:53
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД