Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку снять тревожность»

Виктория Субочева
Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку снять тревожность»

семинар-практикум для родителей

«Как помочь ребенку снять тревожность»

Цель:

-Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

-Доказать, что комплексная работа более эффективна, если родители и педагоги приобретут необходимые знания и научатся приемам по взаимодействию с детьми.

-Обучение родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него тревожных состояний.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Как помочь ребенку снять тревожность“» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийные слайды с отображением диагностических данных, бланки для составления психологического портрета тревожного ребенка, бланки с вопросами для родителей.

Содержание:

1. Приветствие. Игра «Нас с вами объединяет…»

2. Мини-лекция «Что такое тревожность».

3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

4. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

5. Игра «Кенгуру».

6. Упражнение на релаксацию.

7. Упражнение «Царская семья».

8. Игра «Щепки на реке».

9. Обратная связь.

Ход семинара-практикума :

1. Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме. В этот раз мы рассмотрим приемы, помогающие нашим детям справиться с тревожностью. Для начала предлагаю поиграть.

Игра-энергизатор: «Нас с вами объединяет…»

Цель: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Материал: мягкая игрушка «сердечко»

Содержание игры: Участники сидят лицом в круг, у ведущего в руках «сердечко». Ведущий говорит: «Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом», передает игрушку соседу справа и говорит: «Нас с вами объединяет то, что мы сейчас находимся в детском саду», следующий участник проговаривает свою версию и передает игрушку следующему участнику и т. д. («Нас объединяет то, что наши дети одного возраста», «Наши дети - девочки» и т. д.)

2. Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с. 386).

Эти два термина часто смешивают, однако, это совсем неидентичные термины. «Тревога» - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются : учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах и т. п. Однако помимо физиологических существуют и поведенческие проявления тревоги : ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Причиной повышенной тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможности им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

- Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

- Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

- Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

Родители разбиваются по группам и каждая группа составляет словесный портрет тревожного ребенка : какие качества и свойства поведения ему характерны.

По истечении 5 минут групповой работы составляется общий портрет тревожного ребенка. Ватман с характеристиками вывешивается на доску.

4. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

Повышенный уровень тревожности приводит к серьезным затруднениям в учебе, общении, сказывается на всех сферах жизни ребенка. У детей сирот тревога часто является следствием какой-либо пережитой психологической травмы.

На наш взгляд, работу с тревожными детьми необходимо проводить в трех основных направлениях:

1) повышение самооценки ребенка;

2) обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

3) отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

1). Повышение самооценки ребенка.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта». Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.

Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).

При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время.

Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно чтобы учитель в классе проводил беседы на классных часах, во время которых все дети рассказывали бы о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях.

Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.

2). Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.

Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения.

3). Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях.

Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической, относиться к нему как к менее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

5. Игра «Кенгуру».

Цель: отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание: участники делятся на пары. Один из них — кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно, а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д.

На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем — партнерами.

Обсуждение: участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

6. Упражнение на релаксацию.

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго — отгадать «написанное» («нарисованное»).

Затем происходит смена ролей.

Обсуждение: участники отвечают на вопрос: какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.

7. Упражнение «Царская семья».

Для повышения самооценки ребенка предлагаем вам следующее упражнение.

Содержание: участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет».

1-я подгруппа - представляет царскую семью;

2-я подгруппа - семью всемирно известного ученого;

3-я подгруппа - семью «новых русских»

4-я подгруппа - семью кинозвезды.

Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото». Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость

8. Игра «Щепки на реке».

Цель: эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе

Содержание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

Участники игры — «берега»помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь.

Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

9. Обратная связь.

Игра «Пирог»

Цель: Осмысление качественных изменений, происходящих с участниками.

Материал: каждому участнику набор из желтого, белого и черного куска пирога.

Инструкция: итогом нашей встречи является пирог, но мы, не знаем, получился ли он. Сейчас вы мысленно ответите себе на вопросы:

• Было ли полезным это занятие, и вы уходите с хорошим настроением?

• Была ли встреча бесполезна для вас?

• Чтобы посмотреть каким получился пирог, вы свое впечатление о встрече выразите одним из кусочков пирога, объясняя свой выбор.

Желтый – наше общение принесло пользу, во мне произошли изменения;

Белый – я еще не определился;

Черный – встреча ничего не принесла, пустая трата времени.

После того, как все выбрали нужный кусок пирога, ведущий подводит итог, о том, какой получился пирог.

Источники:

1 https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/09/25/psihologo-pedagogicheskiy-seminar-dlya-roditeley-tema

2 https://infourok.ru/seminarpraktikum-dlya-roditeley-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-temu-trevozhniy-rebenok-v-seme-3439222.html

3. Лютова Е. К., Монеша Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: ООО изд-во «Речь», 2010.

4. Фролова Н. В. Влияние рассогласования когнитивного согласования стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Авт. канд. дис. Бийск, 2015.

5. Эйберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.

6. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути её профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. Томск, 2016.

7. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – М., 2007.

8. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – СПб, 2009.

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку снять тревожность»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 09:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД