Папки-передвижки

Семинар «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»

Оксана Цаплина
Семинар «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»

Краеведение – как средство патриотизма, культуры,

нравственности у дошкольников

Противоречия и проблемы

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Публикация «Семинар „Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников“» размещена в разделах

В новых ФГОС в содержании дошкольного образования задачи нравственно - патриотического воспитания направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально – коммуникативное и познавательное развитие.

Однако в базовой программе по которой работает наш детский сад недостаточно освещена методика работы с детьми в данном направлении.

Предлагается стандартный подход к организации разных видов детской деятельности на основе психологических и возрастных критериев, не учитываются специфика региона, где применяется программа. Поэтому возникает ряд проблем:

* как понятнее и доступнее донести до детей содержание образовательной области «Социализация»;

* какие ключевые моменты истории города и его особенности должны быть даны дошкольникам;

* через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить совместную образовательную деятельность;

* через какие формы работы можно оптимально подключить

родителей к воспитанию нравственно-патриотических чувств

к малой Родине.

Следовательно, появилась необходимость в разработке

целостной системы, которая позволит наиболее эффективно рассмотреть

вопросы нравственно-патриотического воспитания.

Направление работы детского:

Воспитание любви к родному краю. Формирование интереса к «малой Родине», ее культуре, природе и природным ископаемым, к людям труда, традициям и историческому прошлому

Этапы работы:

• диагностика

• тематическое планирование

• создание развивающей среды

• организация работы с детьми в разных видах деятельности

• взаимодействие с семьей

• мониторинг

Создание условий

• Подобрали соответствующее методическое

обеспечение;

Воспитателям были даны рекомендации по организации

нравственно – патриотического воспитания детей;

• Создали условия по организации познавательно –

исследовательской деятельности;

• Создали в группах развивающую среду.

Актуальность, новизна данного направления:

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание. Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

У каждого человека есть свой родной город, свое село. Именно от того, каким предстанет он перед дошкольником, какие эмоции, чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма.

И какие бы перемены не происходили в обществе, нравственно-патриотическое воспитание имеет все большее значение и в настоящее время становится приоритетной.

С целью повышения уровня профессионального мастерства ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания в процессе краеведческой работы нами был спланирован ряд методических мероприятий:

• Нормативно – правовая основа патриотического воспитания в ДОУ;

• Методическое обеспечение нравственно-патриотического воспитания в ДОУ;

• Диагностика детей

Нормативно – правовая основа

• Конституция РФ, ст. 42, 58

• Закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы

• Санитарно – эпидеомиологические требования к содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»

Программно – методическое обеспечение:

* Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

* Н. Г. Зеленова "Мы живем в России"

* О. Л. Князева, М. Д. Маханева "Приобщение к истокам русской народной культуры".

* В. Карпенко "Жизнь знаменитых нижегородцев"

* Л. Ф. Мулько "Развитие представлений о человеке в истории и культуре"

* Е. Р. Николаева "Народный календарь"

* Л. А. Кондрыкинская "С чего начинается Родина?". : ТЦ Сфера, 2003г.

* Комратова Н. Г., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. ТЦ Сфера, 2007г

* Новицкая М. Д. "Наследие". Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.

* Голованова "Нижегородский край"

* Смирнова "Очерки о нижегородской области"

* Край мой Арзамасский

* Зацепина "Народные праздники"

Ключевая идея, цель, задачи данного направления:

Идея: поиск способов создания краеведческого пространства, максимально благоприятного для патриотического воспитания ребенка.

Цель: пробуждение патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами краеведческой деятельности.

Задачи:

- Разработать систему воспитания патриотических чувств у детей - дошкольного возраста

- Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа

- Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края;

- Установить взаимодействие ДОУ с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами села и района в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Соответствие целей выявленным проблемам:

Анализируя проделанную работу и учитывая недостатки, в целях эффективного повышения работы с детьми, коллектив ДОУ решил свою работу на 2012- 2015 учебный год построить на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», основной целью которой является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Конечным результатом реализации Государственной Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Из общих задач интеллектуально-социального развития детей должны особо выделить задачу – приобщение детей к народным традициям, быту своих предков. Условия ДОУ, высокий профессионализм педагогических кадров, требование времени обязывают нас к постоянному поиску, совершенствованию образовательного процесса с целью всестороннего развития личности ребенка.

Проведённый опрос родителей убедительно свидетельствует о том, что большинство из них считают, что патриотическое воспитание детей должно основываться на эколого-краеведческой работе, проводимой в детском саду.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего села, своей страны; будет уметь использовать систему краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, а так же природное окружение: “зеленая зона” детского сада, реки Теши, лесная зона, памятники природы регионального значения, которые располагаются на территории Арзамасского района.

И прежде чем учить детей, необходимо воспитателю научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

Вывод: Социальный заказ общества и родителей воспитанников ориентирован на создание условий, максимально благоприятных для патриотического воспитания через краеведческую работу с детьми нашего детского сада.

Принципы построения педагогического процесса:

- Дифференциация

- Гуманизм

- Историзм

- Интегративность

Реализация воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей.

• Организованная НОД

• Совместная деятельность детей взрослых и детей

• Самостоятельная деятельность

Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности:

- игровая деятельность

- познавательно – исследовательская (целевые прогулки, экскурсии по селам, Бебяевский ДК, Пешеланский ДК, детская библиотека, музыкальная школа, краеведческий музей в Новоселковской СОШ, встречи с интересными людьми, рассматривание герба, карты города, природного материала).

- коммуникативная (Составление рассказов на темы «С кем я живу», «Моя улица», «Мой детский сад», беседы, решение проблемных ситуаций).

- продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества - рисование, аппликация, ручной труд).

- трудовая (самостоятельные, совместные действия, поручения).

- чтение художественной литературы (загадки, пословицы, поговорки, заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном городе).

- музыкально – художественная (слушание, исполнение, импровизация).

Создание предметно – развивающей среды :

Младшая группа

Основная цель: ознакомление с ближайшем окружением

Средняя группа

Работа ведется по направлением: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «знаменитые земляки», «Приобщение к истокам Русской народной культуры».

Старшая группа

Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России

Формы работы с родителями:

- коллективные: родительские собрания, конференции, круглые столы.

- индивидуальные: беседа, консультация, анкетирование.

- досуговые: совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках, конкурсах.

- познавательные: игры с педагогическим содержанием, наглядная информация

- наглядно – информационный: выставки, стенды, папки – передвижки, открытые просмотры занятий, выпуск газет, буклетов.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Проект «Живи в веках, моя Россия» (презентация) Актуальность проекта: нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Краеведение как средство воспитания, патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 11:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД