Получи документы

Семинар для педагогов «Основы интеграционного подхода в воспитании дошкольников»

Елена Русинович
Семинар для педагогов «Основы интеграционного подхода в воспитании дошкольников»

Цель: создание условий для роста профессиональных знаний педагогов об инклюзивном образовании.

Задачи:

1. Познакомить педагогов и закрепить знания об инклюзивном образовании и интегрированном обучении.

2. Создать условия для формирования толерантных установок в отношении детей с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети – инвалиды и т. д.

Материал:

1. Бумага для записей, ручки.

Публикация «Семинар для педагогов „Основы интеграционного подхода в воспитании дошкольников“» размещена в разделах

2. Стикеры с указанием действия (упражнение «Стикеры»).

3. Изображение на листе А4 дома с множеством окошек.

4. Буклеты с рекомендациями.

Ход семинара:

Актуальность:

В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Трудность решения проблемы работы с детьми с ОПФР усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.

Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение.

Что же такое «Интегрированное обучение»? Интегрированное обучение – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психологического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т. д.) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Понятия «инклюзия», «инклюзивное образование».

Основным нормативным документом является «Концепция инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в РБ» от 22.07.2015 года, в которой говорится о системе взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в национальной системе образования.

Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования.

Принципы, на которых основывается инклюзивное образование:

• Системности - инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, примерно на всех уровнях и во всех видах образования;

• Комплексности - инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованною деятельность специалистов;

• Доступности - инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования всех уровней основного образования, а также дополнительного образования;

• вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, индивидуализации образовательного процесса;

• толерантности - инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признаний равных прав.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные или иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особое образовательные потребности.

Понятие «Инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

Упражнение «Стикеры»

Цель: осознание важности положительной оценки и разрушающей роль игнорирования.

Ход: ведущий на стикерах укрепляет на спины участников указания к действию. Педагоги, молча должны действовать к каждому участнику в соответствии с требованием стикера на его спине. Надписи на стикерах:

Улыбнись мне

Погрози мне пальцем

Игнорируй меня

Обними меня

Вопросы для обсуждения: как чувствовали участники себя с разными стикерами? Чья роль была наименее приятной? Почему? Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

Поговорим о преимуществе и проблемах интегрированного обучения и воспитания.

Задание педагогам : педагоги разбиваются на две команды. Задача первой команды - продумать и записать преимущества интегрированного обучения и воспитания, задача второй команды - продумать и записать проблемы интегрированного обучения и воспитания.

Преимущества: приспособление к коллективу, общение со здоровыми сверстниками; среда стимулирует к улучшению работы; здоровые дети влияют на больных, помогая им; дошкольные учреждения находятся вблизи от места жительства больного ребенка, что позволяет не терять контакта с микросоциумом и др.

Проблемы: неумение детей взаимодействовать, не подготовленная среда, больные дети влияют на здоровых т. к. здоровые могут перенять не самые лучшие привычки и др.

Обсуждение полученных записей.

Упражнение «Дом – Толерантность»

Педагоги работают в парах. Психолог: «У вас на столе лежат листы бумаги, на которых изображен Дом толерантности. Попробуйте написать в каждом окошке, на каждом этаже с помощью чего мы можем в детях развивать толерантность? Какими методами, приемами?»

Обсуждение.

Для педагогов подготовлены буклеты с рекомендациями, какие сказки и мультфильмы можно использовать в работе с детьми для воспитания толерантности.

Итак, давайте подведем итог: слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.

Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире – различия между людьми – различиям во внешности, языке, взглядах и т. д.

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Семь основных принципов толерантности:

• Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

• Уважение различий.

• Понимание индивидуальной неповторимости.

• Взаимодополняемость как основная черта различий.

• Взаимозависимость как основа совместных действий.

• Культура мира.

Рефлексия: участникам предлагается выразить свое мнение о семинаре, о том, что было удачно, выразить эмоциональный настрой, озвучить то, что возможно забрать в свою рабочую «копилку».

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет) Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Основы интеграционного подхода в воспитании дошкольников»
Опубликовано: 10 мая 2024 в 15:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД