Папки-передвижки

Сценарий воспитательного часа «Первое слово на всех языках»

Светлана Анатольевна Синкина
Сценарий воспитательного часа «Первое слово на всех языках»

Цель: воспитание уважения и бережного отношения к матери, привитие воспитанникам духовно-нравственных ценностей, развитие морально – этических качеств.

Задачи:

- помочь воспитанникам в полной мере осмыслить истинное значение слово «мама», «любовь», «доброта», способствовать расширению активного словарного запаса;

- развивать умения высказывать свои мысли, способствовать развитию творческих способностей, мышления, умения работать в коллективе;

- способствовать воспитанию уважения к маме, формированию желания помочь ей.

Подготовительная работа:

• чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о маме;

Публикация «Сценарий воспитательного часа „Первое слово на всех языках“» размещена в разделах

• разучивание стихотворения Е. Благининой «Мама спит она устала»;

Оборудование: аудиозапись песни из к/ф «Мама» «Мама первое слово», аудиозапись песни Льва Ошанина «Пусть всегда будет.», текст сказки М. Скребцовой «Сердце матери», текст сказки В. А. Сухомлинского «Семь дочерей», текст с пословицами и поговорками о маме, изображение иконы Владимирской Богоматери, мяч.

Оформление:

• оформление зала в виде названия воспитательного часа «ПЕРВОЕ СЛОВО НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ» и солнца с лучами, на которых написано слово мама на разных языках и изображены флаги стран.

• изображение иконы Владимирской Богоматери;

• Большое сердце и конверт с маленькими сердечками;

• «Цветок помощи»;

• Атрибуты для составление «Живой картинки» на заключительном этапе.

ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА

Звучит песня из к/ф "Мама" «Мама первое слово»

От чистого сердца,

Простыми словами.

Давайте друзья

Потолкуем о маме…

- Закройте на минуту все глаза и вспомните свою маму. А теперь ласково произнесите слово «МАМА». Почувствовали, как стало теплее? Как вы думаете, почему? Да, самое прекрасное слово на земле, которое произносит человек, это – Мама! Это слово почти одинаково звучит на всех языках мира. Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:

По-русски мама, по-грузински нана,

А по-аварски - ласково баба.

Как же на других языках звучит слово «мама»?

В английском языке - мазе

Французское - маман

Итальянское - мадре

румынское - мам

и испанское - мадре

На Украине слово мама звучит – Мати.

В Болгарии - мамо, майка,

в Швеции – Мур.

По-немецки мама звучит - мутта

Во многих языках слово мама звучит похоже и имеет общий слог «МА», происходящий от детского ма.

Предлагаю вам поиграть в игру «Мама». Я буду загадывать загадки, а вы хором отвечать.

Не боюсь грозы ни грамма,

Коль со мною рядом… (мама)

Нет в квартире грязи, хлама,

Убрала всё чисто… (мама)

Борщ в тарелке вкусный самый,

Так готовит только… (мама)

Перед сном, надев пижаму,

Почитать мы просим… (маму)

В школе сложная программа,

Но всегда поможет … (мама)

Школьный ранец за плечами

Сам неси, не вешай. (маме)

В цирке новая программа,

Нам билеты купит… (мама)

У слона, гиппопотама

Тоже добрая есть… (мама)

Подарки своими руками

На праздник сделаем… (маме)

Песню с добрыми словами

Сочиним любимой … (маме)

С папой ходим за цветами,

Любим их дарить мы… (маме)

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах и на иконах.

Слово «икона» - греческое; по – русски, оно означает «образ» (иконы – образа). Это картины особенного содержания, написанные на доске. Одна из них – «Богоматерь Владимирская» - создана в первой половине 12 века. По преданию, первые иконы Богоматери были написаны ещё при её жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука. Икона «Богоматерь Владимирская» считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта, издревле особо почитаемая на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Сказка «Сердце матери»

М. Скребцова

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: “Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу. ”

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: “Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда”. С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце.

Обсуждение ситуации

• Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?

• Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и Т. Д.

• Какие есть способы проявления любви?

Обратите внимание на доску. На ней вы видите большое сердце. Это материнское сердце. Оно хранит в себе множество сокровищ. Эти сокровища есть на сердечках, которые лежат на вашем столе. Ваша задача - выбрать нужные и поместить их в большое материнское сердце.

Игра “Дети и мамы”

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Дети и мамы». Для этого вам нужно встать в круг. Я поочереди буду бросать мяч и задавать вопросы о маме. Если тот, кому я кину мяч считает, что нужно, то он ловит мяч; если, по его мнению не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с этим мнением, игра останавливается, и мы все вместе находим правильный ответ на этот вопрос.

Вопросы для игры:

1. Нужно ли советоваться с мамой?

2. Нужно ли скучать по маме?

3. Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?

4. Нужно ли жалеть маму?

5. Нужно ли хвалить маму?

6. Нужно ли интересоваться делами мамы?

7. Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?

Мама всем своим сердцем любит своё дитя, слабое оно или сильное, спокойное или крикливое, весёлое или грустное, мама понимает его и в радости, и в горе. Когда хорошо – разделит радость, когда плохо – утешит. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

• Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.

• Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,— проговорила вторая.

— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.

• Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,— щебетала четвертая.

• Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.

• Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.

Вопросы и задания к сказке:

• Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?

• Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

• Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.

• Что вы делаете для мамы, когда она устает?

Стихотворение «Мама спит она устала» Благинина

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой …

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела –

Вслух читать

И мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

-Ничего, — шепнул он будто, —

Посидим и в тишине

А сейчас мы попробуем с вами сделать ЦВЕТОК ПОМОЩИ маме.

Вы должны перечислить, чем и как вы помогаете маме. Только помните, что помогать маме мы можем не только делами, но и действиями, ласковыми словами даже мыслями, когда думаем, что она замечательная, вспоминаем с радостью и т. д.

Все перечисленное детьми записывается на лепестках ромашки. Получается цветок помощи маме.

А сейчас попробуйте назвать одним словом маму, у которой:

ДОБРАЯ ДУША - …

МЯГКОЕ СЕРДЦЕ - …

ОСТРЫЙ УМ - …

ЯСНЫЕ ГЛАЗА - …

ВЕЛИКАЯ ДУША - …

Поиграем в Игру «Кто больше придумает для мамы ласковых слов?», поочереди каждый из вас будет называть ласковое слово, которым вы называете свою маму.

Бережное и нежное отношение к Матери, народ передавал из уст в уста, из поколения в поколение в пословицах и поговорках. Сегодня мы попробуете вспомнить эти пословицы и поговорки. На доске у меня написано начало пословицы, а вам необходимо найти и прочитать конец пословицы. Карточки с окончанием пословиц находятся в конверте.

• При солнце тепло, а при матери добро.

• Мать кормит детей, а земля людей.

• Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

• Какова матка, таковы и детки.

• Отца и матери на всю жизнь не хватит.

• Птица рада весне, а дитя матери.

• Ребёнок без матери – что стол без скатерти.

• Для матери ребёнок – до ста лет детёнок.

• Материнская молитва со дна моря достаёт

В устном народном творчестве маме посвящены не только пословицы, но и загадки. Я предлагаю вам их отгадать:

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке.

(бусы)

Шея мамина обвита

Тонкой и блестящей нитью.

И сверкают завиточки

На серебряной.

(цепочке)

В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения.

(сережки)

Чтобы быть красивой маме,

Нужно тушь взять и румяна.

И накрасить губы надо

Перламутровой.

(помадой)

Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка -

Есть у мамы нашей.

(шляпка)

Назовите-ка посуду:

Ручка прицепилась к кругу.

Блин испечь ей – ерунда

Это же.

(сковорода)

В брюхе у него вода

Забурлила от тепла.

Как разгневанный начальник,

Быстро закипает.

(чайник)

Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут –

Разольет в тарелки.

(суп)

Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша.

(кошка)

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине!

(Продавец)

Доброты, тепла, души

Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши -

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат -

Ждет ее весь детский сад!

(Воспитатель)

Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый!

(Повар)

В школе я ученый самый -

Повезло мне очень с мамой.

От нее узнают дети

На уроке все на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей.

(Учитель)

Мама всех важней, поверьте!

С толстой сумкой ходит мама.

Принесет письмо в конверте,

Бандероль и телеграмму.

Люди маму очень ждут,

Уважают мамин труд!

(Почтальон)

Нужно маме для работы

На пюпитр поставить ноты.

Маму только попроси -

И сыграет: "Ми, соль, си!"

Я скажу ребятам гордо:

"Мама знает все аккорды!"

(Музыкант)

Мама может ставить банки,

Мазать ссадины и ранки.

Мама делает уколы

Всем ребятам нашей школы.

Мама лаской, добрым словом

Помогает стать здоровым!

(Медсестра)

Мама - золотые руки -

Шьет рубашки, платья, брюки,

Папа, я, сестренка Света -

Все с иголочки одеты!

(Портниха)

Любите своих мам сегодня и всегда. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей. И если были в чем, то неправы, не забывайте говорить “прости меня, мама”!

Ученик:

Не обижайте матерей

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Виктор Гин

Звучит песня «Пусть всегда будет….»

Солнечный круг,

Небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал

Он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Дети составляют живую картину, припев каждый говорит по строчке.

В конце хором: Пусть всегда будет мама

Публикации по теме:

Фотоотчёт воспитательного часа «Они сражались за Родину»Фотоотчёт воспитательного часа «Они сражались за Родину» За неделю до празднования Дня Победы с детьми был проведен опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цели: • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия. • Обсудить и установить причины.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социального.

Конспект воспитательного часа «Путешествие по Москве» для учащихся 1–5 классов с презентацией Представленный воспитательный час проводился в виде открытого мероприятия для учащихся школы-интерната 4 вида воспитателем Огурцовой И. В.

Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?»Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?» Подготовила и провела: воспитатель 3 класса Огурцова И. В. Описание. В сценарии используется методика, основанная на идеях А. С. Залужного,.

Конспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детейКонспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детей Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению.

Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классеКонспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного.

Конспект воспитательного часа в 9 классе «Юмор в жизни человека»Конспект воспитательного часа в 9 классе «Юмор в жизни человека» Цель: • показать целесообразность и необходимость чувства юмора в различных жизненных ситуациях на основе актуализации опыта учащихся; •.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий воспитательного часа «Первое слово на всех языках»
Опубликовано: 10 января 2023 в 09:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД