Папки-передвижки

Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки «Аюголак»

наталия тимирбаева
Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки «Аюголак»

К 100-летию образования республики Башкортостан.

Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки «Аюголак».

Цель: Продолжать приобщение детей к культуре башкирского народа.

Задачи:

-формировать представления о культуре башкирского народа;

-вызвать у детей интерес и желание принимать участие в театрализованных представлениях;

Публикация «Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки „Аюголак“» размещена в разделах

-использовать все виды детской деятельности (выразительное чтение, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная).

-развивать умение действовать с куклой (кукловедение).

-развивать эмоциональность, умение видеть и слышать прекрасное;

-совершенствовать у детей танцевальные движения.

Действующие лица:1. Валинур-абый

2. Галия-апа

3. медведь

4. Аюголак-батыр

5. Имян-батыр

6. Тау-батыр

7. Лебедь

8. Старичок с бородой (кукла)

9. Девушки (3)

10. Аждаха (игрушка)

11. Ведущие-рассказчицы (взрослые)

12. Лесные звери (заяц, волк, лиса)

Атрибуты: Оформление стены (лес, горы), юрта

муляжи гор, куклы, люлька, санки,бочонок с мёдом, самовар, пиалы, угощение к чаю, башкирские костюмы, инструменты для оркестра (колокольчики, треугольники, металлофоны).

Музыкальная подборка:

1. Использование мультимедийных заставок «Природа Башкортостана»;

2. Башкирский курай «Мелодия умиротворения»;

3. Башкирская плясовая мелодия в исполнении курая.

4. Песня «Башкортостан» музыка и слова Ф. Даутовой.

Ведущая1] : Давным-давно жили, говорят,в одном ауле Валинур –абый и Галия -апа. И не было у них детей. Летом Валинур-абый ловил рыбу, а Галия-апа собирала ягоды. Зимой Галия -апа пряла пряжу, а абый возил на санках из лесу дрова.

Так и жили они, как могли, да как бог послал, и вот однажды в трескучий январский мороз Валинур -абый отправился с санками в лес. Набрал там дров и уже стал возвращаться обратно, как вдруг услышал рёв медведя. Не испугался Валинур- абый, а отправился на этот звук. Под поваленным деревом он увидел раненого медведя. Помог Валинур-абый выбраться медведю из-под дерева. Медведь его спрашивает.

Медведь: Спасибо, добрый человек. Какое у тебя заветное желание?

Валинур-абый: Сыночка нет у нас.

Медведь: Вот тебе бочонок с мёдом. Мед самый полезный продукт.

Кушайте на здоровье, будет у вас сын.

(дает бочонок с медом, уходит).

(Валинур-абый приходит домой, чаепитие из самовара-раздается плач ребенка, Галия-апа берет ребенка из люльки и укачивает).

Ведущая1: И назвали они ребёнка Аюголак.

Танец с куклами. (девочки).

Ведущая 2: Аюголак рос не по дням, а по часам. Очень скоро он стал силачом, помощником родителям. За один день приволакивал из леса дров на целый год. Вырос он не только сильным, но и добрым. Много у него было друзей - джигитов.

Танец джигитов.

Ведущая 2:Но вскоре Аюголаку захотелось посмотреть на мир, попутешествовать. Стал он просить разрешения у родителей.

Аюголак (встает на колени перед родителями, правая рука на сердце) : Позвольте мне отправиться в путешествие. Хочу мир повидать, узнать как живут в других краях.

Сильно опечалились старик со старухой, но все же дали благословление.

Старих со старухой: Возвращайся скорее домой, счастливого пути!

Потом простились с Аюголаком и проводили в неведомый дальний путь. (Обнимаются, машут рукой).

Ведущая 1: Аюголак пошел куда глаза глядят. Шел он месяц, шел год, и вот видит человека, который рвет дубы с корнями и пересаживает их с места на место.

Аюголак— Ого, какой 6атыр! Кто ты такой?

Имян-батыр (Дуб-богатырь) : Я Имян-батыр. Да только разве я батыр, вот, говорят, есть на свете Аюголак-батыр, ты бы на него посмотрел.

Аюголак : Я и есть Аюголак.

Имян-батыр: Вот как! Если ты Аюголак, покажи свою удаль.

Аюголак тут же и поборол Имян-батыра.

Игра «Перетяни канат, или с подушками».

Имян-батыр: Молодец! Теперь я верю тебе.

Аюголак : Вдвоем лучше, чем одному, Давай странствовать вместе.

Ведущая 1:Имян-батыр согласился, и дальше они пошли вдвоем.

Месяц шли они, год шли. И вот видят человека, который переставляет горы с одного места на другое.

Аюголак и Имян-батыр : Кто ты такой?

Тау-батыр (Богатырь-гора) : Я Тау-батыр.

Аюголак : Да уж видать, что батыр.

Тау-батыр: Хи, разве же я батыр. Вот есть на свете Аюголак-батыр, вы бы на него посмотрели.

Аюголак : Я и есть Аюголак-батыр, а это — Имян-батыр. Трое лучше, чем двое, пойдем с нами.

Ведущая2: Тот согласился, и дальше они пошли втроем. Месяц они шли, год шли, прошли, говорят, путь длиной с иголку. Много земель, говорят, ногами отмерили, и вот оказались возле одиноко стоящего в лесу дома. Внутри никого не оказалось. Имян-батыр остался в доме готовить обед, а Аюголак с Тау-батыром отправились в глубь леса на охоту. Имян-батыр приготовил уже отменный обед, когда во дворе раздался голос:

Старичок с бородой: Открой дверь!

Открывает он дверь и видит старика-сам ростом с вершок, а борода — с тысячу вершков.

Старичок с бородой: Подними меня и посади, — велел он Имян-батыру.

Ведущая 2: Тот повиновался. Посадил старичка (кукла) за стол.

Старичок : Налей мне супа, испробую.

Имян-батыр :Угощайся, пожалуйста, суп очень вкусный.

Старичок: Этого мне не хватит, давай еще,

Имян-батыр: У меня есть друзья, им может не хватить.

Ведущая2:Тогда старичок дунул на Имян-батыра колдовским дымом, что тот сразу уснул. Съел приготовленный на троих батыров суп и вышел вон. Когда Имян-батыр пришел в себя и огляделся по сторонам, то и старика и супа уже не было. Тогда он быстренько стал варить суп снова… Не успела закипеть вода, как вернулись Аюголак и Тау-батыр.

Аюголак и Имян-батыр : Почему до сих пор не готов обед?

Имян-батыр: Я угорел и потерял память, только что поднялся на ноги.

Ведущая 1 :Они пообедали недоваренным супом и улеглись спать. На другой день в лес отправились Аюголак и Имян-батыр. Много добрых дел они сделали в лесу: освободили медведя из-под поваленного дуба, расчистили ручеек от больших камней, и ручей свободно побежал дальше. Ведь чистую воду ручья ждали все лесные жители: зайцы и медведи, лиса и волк. Они убрали поляну от мусора. И зеленая поляна снова зацвела яркими красивыми цветами. Прибежали на красивую поляну все звери лесные (лиса, волк, зайцы и медведи).

Игра на разных музыкальных инструментах.

А дома остался Тау-батыр. Когда обед был готов, опять пришел старичок, попросил налить супа. Тау-батыр подал ему миску. Старик попросил добавки

Тау-батыр: У меня есть друзья, они вернутся голодными, и супа им не хватит.

Старичок-карлик так сильно дунул на Тау –батыра дымом колдовским, что тот уснул,старик съел весь суп и вышел вон.

Опомнился Тау-батыр, глядь — ни старичка, ни обеда. Он тоже, как и Имян-батыр, стал спешно варить суп в котле. А тут вернулись Аюголак и Имян-батыр. Имян-батыр понял, в чем дело, а Аюголак стал сердиться :

Аюгалак: Почему обед не готов?

Тау-батыр: Я угорел и потерял память, только что поднялся на ноги.

Ведущая2 :И опять они поели недоваренный суп и улеглись спать.

На третий день дома остался Аюголак. Когда обед был готов, явился старичок ростом с вершок, с бородой в тысячу вершков:

Старичок-карлик: Открой дверь!

Аюголак :Надо, так сам откроешь и войдешь.

Ведущая 2: Старик открыл дверь и вошел.

Старичок: Подними и посади,

Аюголак : Поди, не ребенок, садись сам.

Старичок: Налей суп!

Аюголак : Гость не выпрашивает еду.

Ведущая 1: Разгневанный старик вцепился было в Аюголака, да не на того напал. Началась у них схватка. Аюголак стал побеждать старика. Старичок взмолился, стал предлагать золотые камушки.

Старичок: Возьми камушки, отпусти меня.

Ведущая1:Акогда старичок убегал от Аюголака, то по всей дороге рассыпал свои драгоценные камушки.

Вскоре вернулись Тау-батыр и Имян-батыр.

Тау-батыр и Имян-батыр: Ну, Аюголак, готов ли у тебя обед?

Аюголак : Пойдемте, я покажу вам старика, из-за которого вы угорели.

Ведущая1: Пришли к дереву, а на дереве колышется только обрывок бороды, а самого старика и след простыл. Отправились батыры дальше в путь-дорогу. И пока шли по дороге, они собирали драгоценные камни. Дошли они до высокой горы, а под горой плескалось озеро. Видят батыры на берегу раненого лебедя.

Тау-батыр: Что с тобой? Кто тебя ранил?

Лебедь: В озере живет аждаха, он меня чуть не проглотил. Уходите скорей, он и вас может ранить.

(батыры перевязывают рану у птицы)

Аюгалак: Не бывать этому!

(Появляется дракон-Битва с драконом, дракон уползает)

Ведущая1 :Устали батыры, присели отдохнуть. Батыры и не заметили как уснули. И вот им снится сон…

(Звучит курай, появляются девушки – трое, зовут остальных)

Звучит плясовая мелодия, девочки исполняют танец с подносами.

По окончании танца батыры просыпаются.

1-ая девушка: Салам, джигиты.

2-ая девушка: Куда направляетесь?

Аюголак : Мы держим путь туда, где самое красивое место на земле. Где живут самые добрые люди.

3-ая девушка: У нас самые зеленые луга, красивые горы, глубокие реки и озёра. Лучшего края вам не найти, оставайтесь у нас.

Имян-батыр: А как называется ваша земля?

4-ая девушка: Наш край родной- Башкортостан!

5 – ая девушка: стихотворение про Башкортостан.

Башкортостан - дитя природы, земных сокровищ ценный клад.

Очаровательны красоты, что на земле твоей стоят!

Леса прекрасные, густые…мест заповедных просто тьма.

Рек и речушек паутина…бьет родниковая вода.

Ведущая 2: Трем батырам так понравилась эта местность, где возвышались высокие горы, текли полноводные реки, как зеркало блестели красивые озера. И они решили жить в этой местности, и родителей своих они привезли к себе. Красива эта земля Башкортостан, где в мире и дружбе живут люди разных национальностей …

Песня «Башкортостан». Слова и музыка Ф. Даутовой.

Учитель-дефектолог : Тимирбаева Н. И.

Музыкальный руководитель:Дорофеева И. А.

Публикации по теме:

Видео и сценарий башкирской народной сказки «Четыре друга» .

Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы» НОД по чтению и обыгрыванию башкирской и народной сказки «Медведь и пчелы». 1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию,.

Сарбай. Сценарий башкирской народной сказки Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60» Сарбай Сценарий башкирской народной сказки.

Сценарий музыкально-театрального представления русской народной сказки «Теремок» на новый ладСценарий музыкально-театрального представления русской народной сказки «Теремок» на новый лад Цель: развитие речи и артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи: - учить детей свободно и раскрепощенно.

Сценарий Новогоднего театрализованного представление по мотивам сказки «Мороз Иванович» для детей 5–7 лет Звучит сказочная мелодия (ЗВУК 1) Ведущий - С Новым Годом поздравляю, и больших и малышей! Счастья всем, добра желаю, и морозных ясных дней.

Сценарий новогоднего утренника по мотивам русской народной сказки «Морозко» Сценарий новогоднего утренника по мотивам русской народной сказки «Морозко» Цель. Создать праздничное настроение у детей. Закрепить знание.

Сценарий рождественского театрализованного представления. Инсценировка «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского Министерство Образования Московской Области Комитет образования Администрации городского округа Королёв Московской области Муниципальное.

Сценарий сказки «Волк и коза» по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (старшая группа) Действующие лица: Солнышко, Коза, 1 Заяц, 2 Заяц, Козлята, Сорока, Волк, Петух, Тучка. Ведущая – Сказка мудростью богата, Скажем сказке:.

Сценарий театрализованного представления, по мотивам сказки «Волшебник Изумрудного города» Сценарий театрализованного представления, по мотивам сказки «Волшебник Изумрудного города» Действующие лица: Сказочник – он же ведущий,.

Сценарий театрализованной сказки «Колобок — румяный бок» по мотивам русской народной сказки (вторая младшая группа) Цель: привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям; развивать взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную.

Автор публикации:
Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки «Аюголак»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 18:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД