Светлана Морозова
Самостоятельность: что это такое?
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Психологи считают, что дети с раннего детства стремятся к самостоятельности. И эта всем известная фраза «Я сам» часто звучащая из уст малыша, означает начало становления личности. В. А. Сухомлинский считал, что гражданин рождается в ребенке в те моменты, когда маленький человек хочет выразить себя, свое «я».
Публикация «Самостоятельность: что это такое?» размещена в разделах
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особенное место в этом занимает детский сад. Дошкольный период это время взросления детей, в котором развиваются важнейшие качества личности. И, мы взрослые, должны грамотно подойти к процессу воспитания.
Что такое самостоятельность?
Самостоятельность – это сложное качество, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений.
Самостоятельность – это способность подчинять свое поведение собственным взглядам.
Самостоятельность – это готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Самостоятельность – это когда дети делают все без взрослых, одни.
Самостоятельность – это когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.
Самостоятельность – это когда «захотел и сделал».
Самостоятельность – это когда «как придумал, так и будет».
Самостоятельность – это когда мы слышим «Я сам одеваюсь», «Я сам застилаю постель» и тому подобное.
Процесс развития самостоятельности можно поделить на три этапа:
• Это когда действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия. Этот этап называют этапом подражания, он помогает сформировать определенный фонд умений, способов действий. Очень важно, чтобы ребенок прошел этот этап вместе со старшими ребятами, где он видит раскрывающие способы организации совместной игры или работы, распределение ролей или обязанностей, формы контроля и поощрения, разрешения конфликтов, помощь другу. Здесь важно учитывать, чтобы старшие ребята имели определенный опыт деятельности.
• Этап частичной самостоятельности, когда ребенок в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находит способы их осуществления.
• Этап полной самостоятельности, когда ребенок самостоятельно выполняет определенную работу в любимых, знакомых видах деятельности.
Важную роль в развитии самостоятельности надо отнести игре. Она занимает особое место в жизни ребенка. Игра дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, показать уровень самостоятельности и творчества. В играх раскрываются лидеры, которые сами захватывают основные роли или оказываются выбранными.
Взрослые должны закреплять все полученные навыки самостоятельности, расширять границы их проявления. Но бывает и так, родители, увидев эту самостоятельность, начинают думать, что ребенок может действовать без помощи взрослых. Но нет, это заблуждение. Такое решение может обернуться отрицательным результатом.
Дорогие родители! Не забывайте, что когда ребенок накапливает опыт самостоятельных действий, важно расширять границы того, что им позволено. В их жизнь необходимо активнее вводить выбор, выбор занятий, одежды, друзей. Но каждому ребенку необходимо упражняться в выборе: попробовал себя в одной сфере деятельности, выбирай другую, решай, как будешь действовать – сам или с товарищами, просить будешь помощи или нет.