Папки-передвижки

Самомассаж мышц головы, лица, шеи, рук для детей с ОВЗ

Ольга Лыгина
Самомассаж мышц головы, лица, шеи, рук для детей с ОВЗ

К сожалению, в последнее время количество детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличивается. Для дефектологов стал актуален поиск новых технологий более эффективного коррекционного воздействия наряду с традиционными методиками. Таким здоровье сберегающим фактором, дающим быстрые результаты, в моей работе стал самомассаж, который при целенаправленном воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями. Массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи. Учитывая несложность выполнения и отсутствие значительных противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в любые занятия (подгрупповые и индивидуальные). Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме. Чаще всего упражнения сопровождаются стихами, и это не случайно. Стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок. Стихи помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом речи и ритмом, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного – активизировать. Если ребёнок возбуждён, мы в медленном темпе проговариваем стихотворение и в таком же ритме выполняем движения и, наоборот – делаем всё в быстром темпе для расслабленного ребёнка, которого надо активизировать. При выполнении подобного рода упражнений ребенок слышит ритмизованную речь, что немаловажно для развития речи, так как в основе её – ритм. Развивается вербальная память ребенка (нужно запомнить, в соответствии с какой фразой выполнить то или иное упражнение, пополняется активный словарный запас (происходит знакомство и закрепление названий частей тела). Коллективное выполнение самомассажа и чтение стихотворения хором помогает сплотить детей, организовать их для последующей деятельности. Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее. Условия проведения самомассажа : длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. каждое движение выполняется 4-6 раз руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми) руки необходимо согреть (растереть друг о друга) На начальном этапе обучения необходимо рассказать о его пользе, закрепить названия частей тела, которые будем массировать. Затем следует показать массаж в стихотворном сопровождении. Далее провести обучение выполнения массажных движений и уточнить их последовательность. Данная подготовительная работа позволит быстрее и эффективнее выполнять самомассаж в стихотворном сопровождении. Темп произнесения текста желательно замедлить, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения. Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида: - общий (самомассаж головы, шеи, туловища); - артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка); - пальчиковая гимнастика. Таким образом различают следующие приемы выполнения: поглаживание – это обязательный прием, с которого начинается самомассаж, при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно-расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание; растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп, способствует усилению кровообращения, улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц; разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц; пощипывание – это прием улучшающий кровообращение, поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Практический материал Упражнения для самомассажа.

Публикация «Самомассаж мышц головы, лица, шеи, рук для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Мышц головы и шеи. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.

«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке. Мышц лица.

«Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. «Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.

«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерё дно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3 -5 секунд.

«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

«Расческа». Поглаживание губ зубами.

«Молоточек». Постукивание губ зубами.

Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

«Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

«Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Ушных раковин. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

«Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 – 5 раз.

«Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 – 3 секунды.

Мышц языка. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, а затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

«Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлепывая его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

«Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

«Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Самомассаж тела (стихотворения)

«Ладошки» Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, (хлопки в ладоши) Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой (шлепки по левой руке от плеча к кисти) Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой (шлепки по правой руке) Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом (легкое похлопывание по щекам) Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам – шлеп, шлеп! (хлопки по коленям)

По плечам теперь похлопай! (шлепки по плечам)

По бокам себя пошлепай! (шлепки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной! (шлепки по спине)

Хлопаем перед собой! (шлепки по груди)

Справа – можем! Слева – можем! (поколачивание по груди)

И крест-накрест руки сложим! (справа, слева)

И погладим мы себя. (поглаживание по рукам)

Вот какая красота! (груди, бокам, спине, ногам)

«Пироги» За стеклянными дверями (хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу)

Ходит мишка с пирогами (то же по правой руке)

Здравствуй, Мишенька – дружок, (хлопки по груди)

Сколько стоит пирожок? (хлопки по бокам)

Пирожок-то стоит три, (хлопки по пояснице)

А готовить будешь ты! (хлопки по ногам сверху вниз)

Напекли мы пирогов, (последовательное поглаживание рук, корпуса, ног)

К празднику наш стол готов!

Самомассаж головы, лица и шеи (стихотворения) «Не циркач и не артист – сам себе я массажист»

Ручки растираем (разогреваем растирание ладоней и хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (ладонями по лицу сверху вниз) Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю)

Их вперёд потянем (нагибание ушных раковин кпереди)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем, чтобы надувались (пальцы пощипывают щёки)

Губки разминаем, чтобы улыбались (пальцы разминают губы)

Как утята к утке клювики потянем (губы трубочкой)

Разомнём их мягко, не задев ногтями (пальцы разминают обе губы)

Уголками губ мы щёчки поднимаем, (указательные пальцы поднимают уголки рта)

А потом от носа мы к губам стекаем (пальцы вниз по носогубным складкам) Губки пожуём мы (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот) Шарики надуем (надувание щёк)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу/врозь друг другу)

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык под верхней губой, поколачивание кулачком по верхней губе)

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык под нижней губой, поколачивание кулачком по нижней губе)

Тянем подбородок (большой и указательный пальцы оттягивают подбородок вниз) и его щипаем (большой и указательный пальцы пощипывают подбородок)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам).

«Кран, откройся!» правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа. «Мойтесь сразу оба глаза» нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся!» аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» трем ладошки друг о друга.

«Озорные мишки» Взявшись за середину ушной раковины, оттягивать её вперёд, а затем назад Оттяну вперёд я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.

Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем. Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках

А теперь по кругу щёчки дружно разотрё м: Так забывчивым мишуткам память разовьём. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж для щёчек нужно делать всем. Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке На подбородке круг черчу: Мишке я помочь хочу Чётко, быстро говорить, звуки все произносить. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж такой нужно делать всем. Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на лбу Чтобы думали получше озорные мишки, Мы погладим лобики плюшевым плутишкам. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь. Не забудь: массаж такой нужно делать всем. Массировать указательным и средним пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей, Мы волшебные очки нарисуем поскорей. Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть и семь.

«Солнышко» Солнышко, милое, круговые движения правой рукой левой ладони и наоборот Поделись своей силою! Просыпайтесь лучики Согревайтесь рученьки. Солнышко проснулось, показать раскрытые ладони лобика коснулось. поглаживающие движения от лба к верхней части ушей лучиками провело и погладило. Солнышко проснулось, показать раскрытые ладони К щечкам прикоснулось. поглаживающие движения пальцами щёк Лучиками провело и погладило, поглаживание от носа к средней части ушей Солнце личико согрело поглаживание от подбородка к нижней части ушей, потеплело, потеплело. Наши ручки потянулись, потянуться руками вверх, улыбнуться Наши губки улыбнулись. – Вот какое теплое солнышко!

«Ручки греем» упражнение выполняется по внешней стороне ладони Очень холодно зимой, Мё рзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. «Точилка» сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза. Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш. Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили.

Занимайтесь с детьми самомассажем, и результаты вас обязательно порадуют!

Публикации по теме:

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик — ни головы, ни ножек»Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик — ни головы, ни ножек» Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик – ни головы, ни ножек» (Для детей средней группы) Цель: Учить детей.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Конструктор лица»Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Конструктор лица» Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Конструктор лица» научит ребёнка различать человеческие эмоции, познакомит с мимическими.

Фотоотчет «Игра с пластилином для развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук»Фотоотчет «Игра с пластилином для развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук» Елена Фролова Фотоотчет «Игра с пластилином для развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук» Елена Фролова Фотоотчет «Игры с.

Фотоотчет о зимних прогулках «Зима, снег, радостные лица детей»Фотоотчет о зимних прогулках «Зима, снег, радостные лица детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Зима - чудесное, волшебное время года. Зиму любят все: и взрослые и дети. Зимняя прогулка для детворы.

Самомассаж грецкими орехами в средней группеСамомассаж грецкими орехами в средней группе К Дню самомассажа на МААМ. Фотоотчет "Самомассаж грецкими орехами" с детьми средней группы. Сегодня с детьми беседовал наш друг Мухомор.

Фотоотчет. Лепка сюжетная в средней группе «Вот ёжик-ни головы, ни ножек»Фотоотчет. Лепка сюжетная в средней группе «Вот ёжик-ни головы, ни ножек» Лепка. «Сюжетная» Тема: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек.» Авторская работа И. Л. Лыкова. Цель. 1. Учить детей лепить ёжика, передавая характерные.

Мастер-класс «Изготовление головы дракона»Мастер-класс «Изготовление головы дракона» Нихао! – Здравствуйте! А знаете ли вы, что: Китай – родина чая! Китай – родина фарфора! Китай – родина бумаги! Китай – родина компаса.

Самомассаж лица и артикуляционных органовСамомассаж лица и артикуляционных органов На протяжении многих веков китайские целители учились бороться с болезнями, не прибегая к помощи лекарственных средств. Одним из таких методов.

Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки»Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки» Здоровье ребёнка в наших руках! Существует огромное количество методов и приемов по воспитанию и укреплению здоровья с самого рождения.

Самомассаж рукСамомассаж рук «Поглаживание». Правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем так же левая рука массирует правую. «Молоточек». Кисти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самомассаж мышц головы, лица, шеи, рук для детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 марта 2023 в 09:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД